По древне-еврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: жизни и рождения (; ); дождя или плодородия () и гроба и воскресения ().

Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Бытия 2,65–66).

. Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь (), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились «на колени» госпожи (ср. ; ), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, – обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: «чтобы я имела детей от нее» с евр. (ibbaneh): «чтобы я построила себе дом (потомство) от нее».

. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

«Так Рахиль получила некоторую отраду, когда родила рабыня; поэтому и дает сама имя дитяти» (Злат. 61, 603). Имя «Дан» с евр. «судил», т.е. Бог по суду Своей правды освободил Рахиль от позора бездетности. В имя это сближается с назначением колена Данова «судить» Израиля.

. И еще зачала и родила сына Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

Имя Неффалим, евр. Нафтали, – «борение», «борьба» (или «борец»), разумеется борьба не столько открытая и веденная силой, сколько искусством, интригой (евр. patal имеет значение «извиваться», откуда niphtal, искривленный, коварный (ср. ; ) .

Борьбу свою с Лией Рахиль называет «Божией», может быть, в смысле силы, напряженности этой борьбы (ср. выражения: «горы Божии», «кедры Божии» (), или (по Таргуму) – в смысле молитвенного обращения Рахили к Богу при соревновании с Лиею; такою борьбою молитвы боролся позже Иаков (; ). О победе Рахили над Лией после того, как у первой родились только два и притом приемных сына, а у второй уже было 4 собственных, говорить можно было только в том приподнятом настроении духа, какое переживала теперь Рахиль. LXX, Vulg., слав. выражают мысль, что Рахиль только: сравнилась с сестрою. Во всяком случае, нет нужды в предположении Гункеля (s.302), что, по Элогисту (предполагаемый автор Бытия ХХХ), у Лии доселе был пока один сын.

Лия из ревности отдает Иакову свою служанку Зелфу и последняя рождает Гада и Ассира

. Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

Поступок Лии, имевшей уже 4 сынов, еще менее извинителен, чем бездетной долго Рахили. Но превозношение последней со всею силою возбудило в Лии ревность, и она устраивает новое сожительство Иакова; «зная, – говорит Абарбанель, – что Иаков будет иметь 4 жены, Лия спешит предупредить, как бы он не взял 4-ю жену со стороны» (Philipps. 151).

. И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

Гад – с евр. счастье (у Гад – божество счастья у язычников). Слово bagad – в счастье или: к счастью, LXX: ἐυτύχη , Vulg:. feliciter, слав:. «благо мне случися» – некоторые евр. кодексы (у Кеникотта) разделяют на два: ba + gad, «идет или пришло счастье»; последнее чтение отмечено у масоретов знаком Keri. Но авторитет LXX, И. Флавия, Таргума и параллелизм слова bagad со словом beaschri (ст. 13) говорят в пользу первого чтения.

На вопрос: почему Писание упоминает здесь о случае (τύχη ) блаженный Феодорит отвечает (с. 88): «слова: «благо мне случися» изречены не Иаковом, а женою его Лией, воспитанною не в благочестии или мало наставленною в божественном». В имя Гад сближается со словом gedud, сонм, отряд («идет сонм», т.е. детей, как некоторые толковали).

. И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

Имя второго сына Зельфы – Ашер-Асир по значению синонимично имени Гад: beaschri (Vulg:. pro beatudine mea) – «к счастью, ко благу моему»; мотив: «яко ублажат мя» (ст. 13) напоминает величественное исповедание Богоматери ().

Лия рождает последних детей: Иссахара, Завулона и дочь Дину

. Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

Рувим (имевший в данное время, вероятно, лет 5 от роду), во время жатвы пшеницы, т.е. в мае, в поле находит мандрагоры или мандрагоровые яблоки, евр. название: дудаим , amatoria (LXX: μῆλα μανδραγόρων ) – яблоки любви; по вероятнейшему объяснению, растение это – так называемое Atropa belladona (род белены), растущее в Палестине или соседних странах, имеющее наркотические свойства и считавшееся содействующим чадородию. На крепком стволе этого растения появляются зеленовато-белые лепестки цветов, служащие предвестием весне (), из которых к маю созревают небольшие яблочки красно-желтого цвета, с сильным наркотическим, хотя и приятным запахом. Вера в таинственное отношение этого растения (по строю своему напоминающего человека) побуждала и в древности, и в средние века приготовлять из него напиток любви. По-видимому, в Месопотамии мандрагоры были редки, и страстная Рахиль, не утратившая еще надежды иметь собственных детей, прибегает к предполагаемой магической силе мандрагоров. В условии о последних достигает наивысшей степени борьба Лии и Рахили.

. Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

Лия, разделяя веру Рахили в оплодотворяющую силу мандрагоров, не соглашается уступить их Рахили, причем как из ее упрека, так из ответа Рахили видно, что Рахиль всецело завладела Иаковом (ср. «превозмогла» , ст. 8), так что только с ее разрешения, за уступленные ей Лиею мандрагоры, последняя получает супружеское общение с Иаковом. Без сомнения, священнописатель не разделяет суеверия Лии и Рахили о действии мандрагоров и еще менее приписывает (вопреки мнению некоторых раввинов и новых библейских критиков) какое-либо влияние на последующее рождение детей у Лии – Иссахара и Завулона и у Рахили – Иосифа: все это он представляет делом благодати Божией ().

. И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

И сказала Лия: Бог дал мне возмездие за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

«Поелику Бог видел, что Лия удручена скорбью и не пользуется расположением, то услышал ее» (Иоанн Златоуст 56, 604). В рождении своего пятого сына после некоторой остановки Лия усматривает награду от Бога за предоставление ею служанки Иакову, – по воззрениям того времени (и, может быть, вследствие особой любви к Иакову), она считает этот поступок достойным похвалы. В имени Иссахар (с евр. или: «принесет награду», т.е. Бог, по Keri: «issa scnakar», или: «есть награда»; по Ketib: «esch sakar»), Лия выражает идею возмездия, платы, указывая, с одной стороны, на самоотречение свое в отношении служанки, с другой, – на приобретение Иакова у Рахили платою мандрагоров.

. И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

С рождением шестого (и последнего) сына Лия высказывает еще раз надежду на приязнь мужа (у арабов и поныне значение жены растет по мере увеличения ее сыновей); в словах ее – обычная в еврейском языке игра слов: «завад» – «зевед» – дал (Бог) дар (сына); «завал» – будет жить (Иаков); от последнего слова – «Завулон» (по блаженному Иерониму – habitaculum).

. Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

«Дина» – судящая (женский род к слову «Дан», ст. 6). Ничего более не говорится по поводу имени дочери – ввиду меньшего значения женщин в древнееврейских генеалогиях; равно не упомянуты другие дочери Иакова () – по той же причине. Дина же, может быть, родившаяся позже, упомянута здесь, ввиду бывшего с нею в Сихеме приключения () и для полноты сказания о детях Иакова.

Рахиль рождает Иосифа

. И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой.

«Вспомнил Бог» – на библейском языке значит: послал милость после испытания (ср. ; ). «Позор» – бездетности (ср. ; ).

. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

И имя «Иосиф» (как Завулон, ст. 20, и Иссахар, ст. 18) в устах Рахили имеет двоякое производство и значение: «отнимающий, снимающий» (позор бездетства) и «прибавляющий, дающий еще» (т.е. другого сына), – «Бог отнял позор и да прибавит Он другого сына», говорит Рахиль; последнее желание, по раввинам, было пророчеством (Beresch. r. Par. 72:5, 354); оно сбылось в рождении Вениамина (), причем Рахиль умерла.

Иаков, собираясь возвратиться в Ханаан, заключает новый договор с Лаваном, снова работает у него 6 лет и, благодаря искусству и хитрости своей, богатеет

. После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и я пойду в свое место, и в свою землю;

отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

Непосредственно после рождения Иосифа, когда условленный – 14-летний срок службы Иакова у Лавана окончился, Иаков выражает решимость возвратиться на родину, к чему побуждали его, может быть, какие-либо известия из дома (предание сообщает, что Ревекка прислала к Иакову свою кормилицу Девору () возвратить его на родину, как обещала она ему (, см. Philipps. s. 184), а главным образом горькое сознание, что за 14 лет даровой работы у скупого Лавана он еще ничего не приобрел для своей семьи (ср. ст. 30); при этом Иаков (в словах – «отпусти меня», «ты знаешь мою службу» ) делает намек, что он заслужил от Лавана некоторого пособия, намек, понятый Лаваном (см. ст. 28). Что, однако, решение расстаться с Лаваном у Иакова пока еще не было твердо, видно из того, что он скоро соглашается остаться у тестя на новых условиях: тем настойчивее отселе преследует Иаков цель обеспечения своей многочисленной семьи, средствами, как видно из последующего, не всегда нравственно безупречными.

. И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе].

Лаван, по опыту зная великую цену службы Иакова, начинает увещание остаться еще – в униженно-просительном тоне. «Я примечаю» – с еврейского: «я узнал гаданием» (ср. ), – может быть, посредством бывших у Лавана терафимов (согласно мазоретскому тексту) ( и др.); но возможно и более широкое значение евр. nachasch – в смысле «догадываться». Лаван признает (ст. 27), что с прибытием к нему Иакова хозяйство его пошло особенно успешно (ср. ст. 30) и предлагает ему самому (как и раньше, ), назначить себе плату.

. И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне;

ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

Начинается новый договор зятя и тестя, характеризующийся с внешней стороны чисто восточною вежливостью и многословием, а вместе показывающий чрезвычайную расчетливость Лавана.

Иаков в ответе своем повторяет мысль Лавана о благоуспешности Лаванова хозяйства со времени своего прихода к нему, и уже прямо высказывает намерение свое скорее начать работу на пользу собственной семьи.

. И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что́ я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.

Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой].

На вопрос Лавана о плате, какую желал бы Иаков отселе получать с него, Иаков, употребляя свойственный древнему () и новому Востоку прием, сначала как бы отказывается от всякой платы, но затем соглашается продолжать службу у Лавана на следующем условии, по которому он будет получать вознаграждение натурой: пестрых и черных овец и пестрых коз. Такое условие должно было получить силу сейчас же по заключении его (см. добавление LXX-ти в конце ст. 32-го: слова, в русском (Синодальном) переводе поставленные в скобках): скот с указанными приметами, наличный, поступал теперь же в собственность Иакова, и так должно было быть и на будущее время. Но назначенного цвета особи – редкость на Востоке: овцы там обычно белые (), а козы черные.

. Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову.

Так «Иаков просит у Лавана того, что, по естественному порядку вещей, казалось трудным или и вовсе невозможным, а Лаван, по этой самой причине не замедлил согласиться на его требование» (Иоанн Златоуст, Бес. 57, с. 608). Но искусство Иакова препобедило природный порядок вещей (37 ст.).

. И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;

и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

Субъектом, который «отделил» скот одноцветный от разноцветного, включая в счет последнего и черных овец, по связи с предыдущим (34) стихом и с последующею речью, является Лаван; «сыновья» – разумеется, дети Лавана, так как сыновья Иакова были слишком еще молоды, чтобы им мог быть поручен уход за стадом; притом недоверие Лавана к Иакову побуждало его поручить скот, отобранный в награду Иакову, надзору своих собственных сыновей, указав расстояние «между собою» и стадами своими, поручаемыми Иакову, и между стадами последнего, которые теперь имели стеречь сыновья Лавана. Если таким образом Лаван принимает (согласно предложению и самого Иакова) меры к ограждению своего скота от перехода во владение Иакова, то последний, в свою очередь, употребляет следующие три приема к увеличению в его собственном стаде особей условленных цветов, – и достигает цели, хотя средствами в нравственном отношении не безупречными.

. И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,

и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал перед прутьями.

И зачинал скот перед прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

Первый прием: как опытный скотовод, Иаков утилизирует известную и древним чрезвычайную восприимчивость овец и коз к внешним впечатлениям и чувственным ощущениям во время случки – в водопойных корытах он кладет пред глазами разгоряченных в это время маток пестрые прутья тополя, явора и миндального дерева, искусно обнажив их от коры и сделав разноцветными. Последствием этого было массовое рождение животных с разного рода и формы пятнами и крапинами, которые, согласно условию (ст. 33–34), делались собственностью Иакова. Можно думать, что Иаков при этом «не на жезлы, остроганные, полагался, а ожидал божественной помощи» (отв. на вопр. 90, блаженного Феодорита), и что в совершавшемся было «много дивного и превышающего естественный порядок вещей» (Иоанн Златоуст, 57, 609).

. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

Второй прием: кроме впечатления на овец и коз, производимого пестрыми прутьями, Иаков, имея ввиду тот же закон природы, производил на них впечатление видом пестрого скота, заставляя последний проходить пред глазами маток, но, помня условие, не смешивать все-таки скот свой со скотом Лавана.

. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны – не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т.е. ранней весной (Rosenmuller, Scholia, 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану.

. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Приобретаемый все в большем количестве скот Иаков продавал и променивал на нужные ему предметы: так он обогатился, – благословение Исаака явно начало сбываться над Иаковом. Но вместе с тем отношения его к Лавану стали обостряться – снова создавалось для Иакова положение вещей, требовавшее божественного содействия и руководства, и оно было дано ему (гл. 32–33).

Лия - прародительница двенадцати колен Израилевых

29-я глава книги Бытия рассказывает о двух дочерях Лавана Арамеянина: «Лаван имел двух дочерей; старшая звалась Лия, а младшая Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем». Сестры сильно отличались не только внешне, но и характерами. Лия была скромной, доброй и кроткой; Рахиль - жизнерадостной, самоуверенной и дерзкой. С детства осознавая внешнее превосходство младшей сестры, Лия не завидовала ей и горячо любила всех своих родных.

К моменту появления Иакова Лия уже давно была на выданье, но женихов она не привлекала. Иаков, прибывший к Лавану с целью найти себе жену, с первого взгляда влюбился в его младшую дочь Рахиль. Однако по существующую закону младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Безусловно, Лаван мог бы увеличить приданое за Лией и найти ей какого-нибудь мужа. Богатые невесты всегда ценились не меньше, чем красавицы.

Но Лаван поступил иначе: он не хотел какого-нибудь мужа для Лии. Любящему сердцу отца обе дочери казались красавицами. Его хитрый поступок говорит о том, что Лаван одинаково любил своих дочерей. Отец хотел, чтобы у старшей дочери тоже был достойный, надежный муж, отец ее будущих детей и его собственных внуков.

Согласно библейскому предписанию, деторождение, а не любовь между мужчиной и женщиной, - основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божие (Быт 22:17; 32:13). Вот чем объясняется обман, который совершил Лаван, подменив в брачную ночь обещанную Иакову Рахиль.

Иаков пришел к тестю и воскликнул: «Что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену». Фактически Лаван почти одновременно, с разницей в неделю выдал замуж обеих своих дочерей.

Почему Лаван поставил Иакову условие: после женитьбы на Рахиль отработать за нее еще семь лет? Просто он не хотел расставаться с любимыми дочерьми, мечтая увидеть и понянчить внуков. Можно ли при этом считать Иакова пострадавшим? Все-таки он получил одновременно двух жен и двойное приданое за них! Кроме того, как рассказывает Библия, Иаков покинул тестя очень богатым человеком.

История двух жен Иакова - любимой Рахиль и нелюбимой Лии - была наполнена множеством драматических событий. Кроткая, романтичная Лия искренне полюбила своего мужа и мечтала заслужить любовь Иакова. Когда она родила первенца, сына Рувима, в ее сердце появилась большая надежда. Она сказала: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой».

После рождения сына Симеона жаждущая любви Иакова Лия с отчаянием и надеждой произнесла: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего». В третий раз став матерью, родив сына Левия, наивная душа Лия восторжествовала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов». В ветхозаветные времена женщина-мать, родившая сыновей, пользовалась особым почитанием в обществе и уважением мужа.

Однако ее женская любящая душа жила напрасными надеждами: сыновья, рожденные Лией, для Иакова оказались менее важны, чем Рахиль. Лия смирилась с долей нелюбимой жены. «…Смирение предшествует славе», - сказал премудрый Соломон (Притчи 18:21).

В угасающей смиренной женской душе, не познавшей любви мужчины, стала рождаться новая душа - душа матери. Она росла и наполнялась духовной красотой. В смиренной Лии проснулась гордость. Всю свою невостребованную Иаковом любовь мать полностью, без остатка отдала детям. Как повествует Библия, она продолжила борьбу за свое счастье, за право быть матерью многочисленного потомства. Полная самоотдача материнству сделали Лию одной из четырех прародительниц еврейского народа.

После рождения четвертого сына Иуды гордая мать произнесла: «Теперь-то я восхвалю Господа!» В рождении и воспитании детей Лия обрела неиссякаемый источник силы, вдохновение и свое предназначение в жизни.

Особенно к матери был привязан ее первенец Рувим. Ему было только пять лет, когда он принес Лии мандрагоры. Рувим их не случайно нашел. Ребенок сильно переживал за мать из-за ее приниженного положения нелюбимой жены. Однажды Рувим подслушал разговор взрослых и узнал о редком для Месопотамии растении: мандрагоровых яблоках. По народному поверью это растение обладало чудесным свойством: приготовленный из него напиток возбуждал любовь и увеличивал способность к деторождению. Во время сбора урожая пшеницы, когда все взрослые были заняты, Рувим незаметно сбежал и направился на поиски мандрагоры. Ему хотелось сделать свою мать счастливой. И он нашел мандрагоры и принес их своей матери! В конечном счете эти чудодейственные плоды оказались у Рахиль.

Лия отдала их сестре в обмен на свидание с мужем. Но не ради еще одной попытки завоевать сердце Иакова, иначе она ни за что бы не отдала мандрагоровые яблоки своей сестре. Она сделала это только ради одного: чтобы иметь еще детей.

Через девять месяцев Лия родила пятого сына - Иссахара, через год шестого - Завулона. Тогда она сказала: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов». Лия очень нуждалась в статусе главной жены. Ей было необходимо, чтобы Иаков жил в ее шатре вместе с сыновьями, чтобы своим вниманием он укреплял ее авторитет как матери в глазах подрастающих детей. Кроме того мальчики нуждались в более близком общении с отцом. С ним они должны были делиться своими детскими мечтами, от него должны были получать наставления и поучения. Это смогло бы в будущем уберечь сыновей Иакова от неправильных поступков. Однако ложе Иакова по-прежнему оставалось в шатре Рахиль. Его любовь к женщине была сильнее, чем любовь к детям.

После рождения у Лии дочери Дины наконец-то забеременела и родила долгожданного сына Иосифа и Рахиль. И сказала она: «снял Бог позор мой».

В скором времени Иаков решил уйти от Лавана и вернуться в родные земли. Он ушел тайно, никого не известив об этом. Лаван, который мечтал, чтобы дочери и внуки всегда оставались с ним, бросился в погоню. Отец был потрясен и не мог поверить, что дочери могли покинуть его, не попрощавшись. Догнав Иакова, он сказал ему с болью: «Для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих как пленниц?», «ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт 31:26, 28). Тем не менее, Лаван благословил и отпустил своих любимых детей, взяв с Иакова клятву: «Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то… смотри, Бог свидетель между мною и между тобою» (Быт 31:26).

По дороге в Ханаан у беременной во второй раз Рахиль начались схватки, но что-то пошло не так… Роды были очень тяжелыми. Любимая жена Иакова умерла сразу после рождения второго сына. Рахиль безумно хотелось жить. Перед смертью она отчаянно кричала и плакала. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). Умирая, Рахиль успела дать новорожденному младенцу имя: Бенони - «сын моей печали». Иаков изменил это имя на Вениамин.

После смерти Рахиль Лия стала нежной матерью для младенца Вениамина и маленького Иосифа. Своей преданной любовью и неустанной заботой она объединила всех детей Иакова, стала для них не только мудрой матерью, но и наставником и близким другом. Именно с ней сыновья Иакова делили все свои радости и печали, тревоги, надежды и мечты.

К сожалению, сам Иаков перенес свою любовь к Рахиль на Иосифа. Его он выделял среди сыновей особым вниманием и дорогими подарками. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт 37:3). Конечно, остальным сыновьям Иакова это было обидно: ведь они тоже нуждались в отцовской любви. Собственно, некрасивый поступок, который совершили братья с Иосифом, продав его мадиамским торговцам, спровоцировал сам Иаков.

Рувим, первенец Лии, всегда стоял на страже интересов своей матери. По еврейскому преданию, сохраненному Раши, после смерти Рахиль Иаков перенес свое ложе в шатер ее служанки Валлы. Рувим не мог вынести очередного унижения своей матери. Он взял и сам перенес ложе отца в шатер Лии. Несмотря ни на что отец очень ценил своего старшего сына. В своем благословении сыновьям Иаков говорит: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт 49:3). Не забудем, что именно Рувим спас жизнь Иосифу Прекрасному, когда братья собирались его убить.

Мать Лия до конца своей жизни любила одинаково всех детей Иакова и жила их интересами. Несмотря на слабое зрение своим любящим материнским сердцем она сумела помочь каждому из сыновей Иакова найти свой жизненный путь. Перед смертью патриарх завещал своим сыновьям похоронить его рядом с Лией в пещере Махпела: «там похоронили Авраама и Сарру, жену его, там похоронили Исаака и Ревекку, жену его, и там похоронил я Лию» (Быт 49:31).

Лия родила шесть сыновей и одну дочь. Вместе с усыновленными она вырастила и воспитала двенадцать сыновей Иакова, ставших родоначальниками двенадцати колен Израилевых: Рувима, Симеона, Левита, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина.

От Лииного сына Иуды произошло колено Иудино, из которого вышел царский род Иессея и Давида, правившего в Израиле. К этому же роду принадлежал и Иисус Христос (Лк 3:23, 31–33). От другого Лииного сына Левия пошел род священников Израилевых. Не внешняя красота Рахиль и страстная любовь к ней мужа, а внутренний свет, величие души, несокрушимая вера и преданная материнская любовь Лии сделали Иакова патриархом еврейского народа.

Знаменитая скульптурная композиция Микеланджело, установленная в Риме на гробнице папы Юлия II в 1545 году, состоит из трех фигур: в центре пророк Моисей, а по бокам - прародительницы еврейского народа: справа Лия, слева Рахиль. Задумчивая и благородная Лия держит в левой руке зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой - гирлянду цветов - символ человеческих добродетелей. Фигура Лии символизирует «жизнь деятельную», в то время как фигура Рахиль символизирует «жизнь созерцательную». Именно так изобразил двух сестер Данте Алигьери в «Божественной Комедии». В ней величественной Лии посвящены такие строки:

Чтоб всякий ведал, как я названа,
Я - Лия, и, прекрасными руками
Плетя венок, я здесь брожу одна.

Для зеркала я уберусь цветами;
Сестра моя Рахиль с его стекла
Не сводит глаз и недвижима днями.

Ей красота ее очей мила,
Как мне - сплетенный мной убор цветочный;
Ей любо созерцанье, мне - дела.

В Православии Лия - ветхозаветная святая, оберегающая молодых людей от неверного выбора супруга или супруги, а также защищающая от осложнений во время родов.

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ (רָחֵל , Рахель ) - одна из четырёх праматерей еврейского народа, младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Биньямина.

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией.

Мауриций Готтлиб. Рахиль

Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515,

церковь Сан-Пьетро ин В-иколи.


Иаков и Рахиль у колодца
Холст, масло, 230 х 190 см, 2006 г

Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет.

Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио.

Свидание Рaхили и Иакова.

Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» . Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра, отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями.

Праматерь Рахиль и праотец Иаков.

Собор Рождества Богородицы

В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына».


Джованни Баттиста Тьеполо. Rachel Hiding the Idols. 1726

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней.


Гробница праматери Рахели - такой она была в XVIII веке.

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.


Гробница Рахели. Конец 19 в.

В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948-67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма.


Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».


Абель Панн (1883-1963). Рахель

Анна Ахматова

Библейские стихи: Рахиль

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921 М.Шагал. Рахиль прячет терафимы своего отца ***

О Книга Книг! Кто не изведал

в своей изменчивой судьбе,

как ты целишь того, кто предал

свой утомлённый дух тебе?

В чреде видений неизменных

как совершенна и чиста

твоих страниц проникновенных

немеркнущая красота.

Все бездны лет не заглушили

божественно-простой мотив.

Жив образ женственной Рахили,

Израиль-богоборец жив...

Ты вечно новой век за веком,

за годом год, за мигом миг

встаешь - алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга Книг!..

Валерий Брюсов

НАША ГЛАВНАЯ ПРАМАТЕРЬ

И ЕЁ ГРОБНИЦА:

Прежде чем описывать житие Лии (Лилии),хочу сказать что источников практически не существует,имя Лия (Лилия) в православном календаре отсутствует под числом в месяцеслове,т.е не указан день празднования (именин),но указывается в богослужебных книгах.

Но более тщательно изучив данный вопрос вот,что можно узнать:

Уважаемые Лии (Лилии)!

Ваш день Ангела совершается в Неделю праотец, т.е. за 1 или две Недели перед Рождеством Христовым (7 января). Дата бывает различной. Каждый год надо смотреть в церковный календарь. Ваша Святая именуется как Лия. Святая Лия была первой женой ветхозаветного патриарха Иакова. О ней рассказывается в Ветхом завете (Бытие, гл. 29).

Благодарю за информацию сайт "Православие в Татарстане"и сайт "Православное искусство (Свято - Иоанновский монастырь г.Киев)"

Да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев. (Руфь 4,11)

Лия и Рахиль – две родные сестры, дочери Лавана, волей небес оказавшиеся жёнами патриарха Иакова. Главное достоинство Рахили и Лии в том, что они «обе устроили дом Израилев», – так говорит о них Слово Божие. То, что Бог обещал Аврааму и Исааку, Он подтвердил Иакову: «И будет потомство твоё, как песок земной, и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные» (Быт. 28, 14). Рахиль и Лия родили Иакову двенадцать сыновей, родоначальников двенадцати израильских колен.

Имя Рахиль в переводе с еврейского означает «мать-овца». Овца – кроткое, смирное животное, часто приносимое в жертву. Овца как бы прообразно указывала на характер Рахили и на её внутреннюю красоту. Священное Писание отмечает: «Рахиль была красива станом и красива лицом» (Быт. 29, 17). Привлекательность её состояла еще и в особой прелести и живости глаз – главный признак истинно красивой женщины. Именно этой одухотворённостью лица Рахиль пленяла с первого взгляда. Не удивительно, что Иаков полюбил её с первой встречи и пронёс эту любовь к ней всю свою жизнь, даже на смертном одре он вспоминает её (Быт. 48, 7). Он вспоминает и Лию (Быт. 49, 31), ибо они обе помогли ему осуществить то, что Бог ему обещал: «Народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут от чресл твоих» (Быт. 35, 11).

Еврейское имя Лия переводится на русский язык, как «дикая корова», трудящаяся, страдающая. Корова, как правило, многоплодная, дающая много молока, всё отдаёт человеку, себе не требует ничего, кроме заботы о пище. Лия тоже была прекрасна, но слаба глазами (Быт. 29, 17). Еврейская традиция приписывает слабость её глаз тому обстоятельству, что она много плакала из-за того, что её, как старшую дочь, хотели выдать замуж за нечестивого Исава.

Именно многочадная Лия сыграла ведущую роль в созидании дома Израилева, а потому она, по милости Божией, вошла в гробницу праотцов и похоронена рядом с Авраамом, Исааком, Иаковом и их жёнами (Быт. 49, 30–32). Рахиль же отошла в вечность сравнительно ещё в молодом возрасте при вторых родах и погребена на дороге в Вифлеем (Быт. 35, 17–20).

Иаков первой встретил и горячо полюбил Рахиль, младшую дочь Лавана, она родила ему одного из лучших сыновей – прекрасного Иосифа. Молодая, привлекательная девушка сразу же покорила Иакова своей красотой и глубоко взволновала его, когда он узнал, что это его двоюродная сестра. Бог прямым путём привёл Иакова в дом его родного дяди, и он мог теперь исполнить завещание отца – взять из дома Лавана себе жену (Быт. 28, 1–5).

Рахиль и Лия по воле Божией стали жёнами Иакова и родили ему (вместе со служанками, Валлой и Зелфой) двенадцать сыновей, будущих родоначальников колен Израилевых. Рахиль была моложе и красивее Лии и в этом смысле выигрывала перед своей старшей сестрой. Менее красивая Лия стяжала внутреннюю красоту – красоту характера, духовность, и волей Божией, она первая стала женой Иакова.

Лаван обманул его и вместо Рахили дал ему Лию (Быт. 29, 21–25). То, что Иаков не обнаружил подмену даже на брачном ложе, объясняется обычаем Востока, существующим и поныне, – закрывать лицо невесты чадрой до наступления брачной ночи. В этом была рука Божия. Иаков совсем мог пройти мимо Лии, а Бог предусмотрел, что именно она будет носительницей семени Христа.

Лия обладала другими бесценными качествами: она имела то, чем должна обладать благочестивая жена. Она страстно заботится о деторождении, как будто духом предвосхищая, что в этом нуждается Бог. С этой целью она и служанку свою Зелфу отдаёт ему в жёны, чтобы и от неё иметь сыновей для Иакова (по закону древних жена могла «дать» мужу свою служанку и считать детей, рождённых от такого союза, своими). Будучи менее любимой Иаковом, Лия стяжала себе славу и хвалу от Бога тем, что послужила делу размножения потомства, через что родовое племя сынов Иакова стало народом.

Свершилось то, что Он определил сначала в отношении Иакова, а впоследствии – в отношении всего Израиля.

Рахиль умерла от родов второго сына, когда Иаков был на пути из Вефиля в Ефрафу. В Вефиле ему явился Господь и снова подтвердил Своё обетование (Быт. 35, 9–12). Умирающая Рахиль говорит, что рождающийся сын – дитя её смертельной скорби, потому она даёт ему имя «Бенони» (Быт. 35, 16–19). Но Иаков, не желая, чтобы имя последнего сына постоянно растравляло его сердечную рану и скорбь об утрате Рахили, изменил его на другое – Вениамин, что значит «сын десницы, сын силы и счастья».

Пророк Иеремия, изображая бедствие и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь их, осиротевшую и безутешно плачущую о своих сыновьях, уводимых неприятелями в плен и длительное рассеяние. Господь утешил Рахиль, подарив ей двух славных сыновей. Господь утешит и всех жён Израиля, обещая возвратить плен израильтян и наполнить землю их сыновьями (Иер. 31, 15–17). Когда Ирод убивал вифлеемских младенцев, и матери Вифлеема плакали о них, то евангелист Матфей применил образ плачущей о детях Рахили. Ведь те дети принадлежали к её потомству, и она, как их мать, скорбит об их утрате (Мф. 1, 18). Именно таким запечатлелся образ плачущей Рахили в израильском народе.

Рахиль и Лия, обе жены патриарха Иакова, пройдя жизненный путь, получили великую часть в Господе, и их имена занесены на страницы Священного Писания как родоначальниц ветхозаветной Церкви.

Библия.Ветхий Завет.(Бытие,гл.29)

1 И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава].

2 И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.

3 Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя.

4 Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.

5 Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.

6 Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами.

7 И сказал [Иаков]: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите.

8 Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.

9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].

10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.

12 И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [всё сие].

13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану всё сие.

14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.

15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?

16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль.

17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.

18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.

19 Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня.

20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.

21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.

23 Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков].

24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии.

25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?

26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей;

27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.

28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.

29 И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили.

30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.

31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

32 Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой.

33 И зачала [Лия] опять и родила [Иакову второго] сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.

34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.

35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

Тут немного продолжения. Библия.Ветхий Завет (Бытие,гл.30)

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

3 Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.

5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына.

6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

9 Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

10 И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

12 И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой.

24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

25 После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;

26 отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

27 И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

28 И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе].

29 И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне;

30 ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

31 И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.

32 Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой].

33 И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.

34 Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову.

35 И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;

36 и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

37 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,

38 и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.

39 И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

40 И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

41 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

42 А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

43 И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Хотелось бы добавить:

Праотец (греч. προπάτωρ) - группа ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

В более широком смысле праотцами именуются вообще все ветхозаветные святые (при этом различаются собственно святые праотцы и святые отцы, то есть святые, являвшиеся непосредственными предками Христа).

Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης, родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт.5:1-32).

Помимо святой Анны, в сонме праотцов почитаются ветхозаветные жёны,одна из них Праведная Лия , первая жена Иакова.

Перед Рождеством Христовым установлены особые празднования ветхозаветным святым - неделя праотцев и отцов (первоначально, по некоторым свидетельствам, в этот день праздновалась память лишь Авраама, Исаака и Иакова).

Ветхозаветные святые поминаются в чине литургии в ходатайственной молитве перед причастием: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…» (Литургия Василия Великого). Такое поминовение засвидетельствовано уже в тайноводственных словах святого Кирилла Иерусалимского (умершего в 386 году), который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству».

История о любви Иакова и Рахиль

Эта история о любви очень давняя. Она началась в 1781 году до н. э. Иаков, как послушный сын, отправился в далекий Харран, чтобы найти себе жену из родственников-евреев. Его отец Исаак повелел, чтобы он не брал в жены женщину из Ханаана. Почему? Хананеи поклонялись ложным богам и отличались крайней безнравственностью - гомосексуализмом, скотоложством и кровосмешением. В поклонении богам они приносили в жертву своих детей-первенцев. Наверное, каждому из нас было бы не по себе от такой невестки, привыкшей к таким обычаям своего народа.

Прибыв в Ханаан, после многих дней пути, Иаков встречает людей у колодца. Эти люди присматривают за овцами. Иаков спрашивает у них, живет ли здесь его родственник Лаван. Они указали на девушку, которая шла к колодцу с овцами. Ее звали Рахиль, она дочь Лавана. Когда Иаков увидел эту девушку, он был счастлив, что нашел ее! Подойдя к ней, он поцеловал Рахиль и громко заплакал от радости. Иаков влюбляется в Рахиль с первого взгляда. Она была красива лицом и у нее была красивая фигура. Рахили тоже понравился Иаков. Оба счастливые они идут к Лавану.

Лаван очень рад, что на пороге появился видный жених. У Лавана было две дочери Лия и Рахиль, которые были уже готовы выйти замуж. Иаков хочет взять в жены Рахиль. Однако Лаван, как коммерсант того времени, сказал, чтобы Иаков отработал за Рахиль 7 лет. Что ж делать... Иаков соглашается, ведь он очень любит Рахиль.

Ну вот и прошли долгих 7 лет. Счастливый Иаков готовится к свадьбе. Наконец-то он будет с Рахиль. Но в первую брачную ночь, он с ужасом осознал, что оказался с Лией. Лаван обманул Иакова, отдав ему в жены Лию. Возмущенный Иаков идет к Лавану. Он не любит Лию! Однако Лаван, нашел оправдание своему поступку, якобы у них не принято выдавать младшую дочь раньше старшей. Как вы думаете, какой выход предложил Иакову Лаван? Отработать за Рахиль еще 7 лет. Я возмущена, например. А вы? Иаков идет и на это. Его любовь к Рахиль очень сильна. Спустя эти 7 лет, Иаков и Рахиль наконец-то вместе! Лаван же обогатился за счет Иакова, потому что Бог любил Иакова и благословлял его в труде.

Все было бы хорошо у Иакова, если бы Лия и Рахиль жили дружно. Но такого не было. Между ними было постоянное соперничество за внимание Иакова. Лия осознавала, что не любима и поэтому старалась как могла. Она родила Иакову много сыновей. Как пишет Библия, Лию благословлял , понимая ее ситуацию. А вот у Рахили детей не было долго. Это ее сильно мучило. Можно себе представить, как Лия всем своим видом показывала свое преимущество над Рахиль. Через какое-то время у Рахили все таки появляются дети. Первого звали Иосиф, второго - Вениамин. Однако, когда Рахиль рожала Вениамина, она была в дороге. Роды были сложными и Рахиль в муках умерла. Эти два сына были самыми любимыми у Иакова. Всех же сыновей у Иакова было 12.

Братья ненавидели Иосифа, продали его в рабство в Египет. Отцу сказали, что его растерзал дикий зверь. Иаков от горя долго плакал, так что они уже пожалели о том что сделали. По их вине чуть не пропал и Вениамин. Этого бы точно не перенес Иаков. Братья были очень расстроены произошедшим с Вениамином и очень переживали за отца. Но все обошлось. Иосиф оказался живой, да к тому же еще стал самым важным человеком в Египте после фараона. С Вениамином тоже все в порядке. Своих братьев с женами и детьми, а также отца Иакова, он позвал жить в Египет, что спасло их от голода, который начался в земле Израиль.

На этом хочу закончить эту замечательную историю о любви. О ней вы можете прочитать в Библии - Бытие с 29 до 46 главы.

Подпишись на рассылку! Без любви нет счастья в жизни! Она бесценный дар, но каждый в праве обладать ею!