СЦЕНАРИЙ урока «ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ

ГОРОДА ЛЕНИНГРАДА (1944 ГОД)»

Составила: Гапеева С.А.

с.Туманово

Оформление: сцена затянута черной тканью. На порталах, стенах и в глубине наклеены белые бумажные кресты (диагональю, так клеили во время бомбежек). На одной из стен надпись: «При обстреле эта сторона улицы особенно опасна». Тишина. Из этой тишины возникает стук метронома и становится все громче (запись на магнитофон и постепенное прибавление звука), потом постепенно уходит. Выходят ведущие.
1-й ведущий . Наверное, кое-кто из переживших блокаду помнил о той последней мирной белой ночи, когда тысячи молодых ленинградцев, только что окончивших школу, после выпускного бала бродили по широким проспектам и гранитным набережным, проходили мимо прекрасных дворцов и знаменитых памятниках и мечтали вслух о будущем, строили планы. И не знали счастливые юноши и девушки, что в ту самую минуту фашистские полчища перешли государственный рубеж и устремились к Ленинграду. 2-й ведущий . Уже погасли белые ленинградские ночи, но не зажигались на улицах фонари: с заката до восхода фронтовой город жил в темноте. И в этой напряженной темноте, в непривычной для большого города тишине особенно четко слышались шаги рабочих отрядов. Прямые, как стрелы, знаменитые ленинградские проспекты в эти дни превратились во фронтовые дороги. Они начинались в центре города и заканчивались в пригородах, там, где ленинградцы под непрерывным обстрелом и бомбежками возводили оборонительные укрепления. В этих работах участвовало более миллиона человек. 1-й ведущий . Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических и культурных памятников города. 2-й ведущий . Одновременно с подготовкой к обороне Ленинграда началась его эвакуация. Гитлеровцы уже усиленно бомбили и обстреливали из дальнобойных орудий город. От бомбежек и артобстрелов страдали главным образом женщины и дети. Их в первую очередь и решили эвакуировать. За короткий срок из Ленинграда вывезли более 600 тысяч жителей, выехали научные учреждения, музеи, театры. Однако полностью осуществить необходимую эвакуацию не удалось. 1-й ведущий . После кровопролитных боев гитлеровцы вышли к ближним пригородам Ленинграда, а вскоре, захватив станцию Мга, окружили город. Все линии железных дорог были перерезаны. 2-й ведущий . 7 сентября враг начал генеральное наступление на Ленинград. Фашисты настолько были уверены в своей победе, настолько вопрос о взятии Ленинграда для них был решен, что они назначили срок банкета в гостинице «Астория» и даже отпечатали и разослали приглашения. Гитлеровцы уже распределили дворцы и лучшие здания города между своими генералами и офицерами. 1-й ведущий . В жестоких боях гитлеровцам удалось потеснить наши войска и продвинуться вперед. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты так и не смогли. 2-й ведущий. Ленинградцы дрались с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что не только нанесли гитлеровцам колоссальные потери, но и вселили в них страх. Фашисты больше не помышляли, по крайней мере, в ближайшее время, наступать на Ленинград. В бессильной ярости они обрушивали на город лавину огня. 1-й ведущий . Выполняя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб. 2-й ведущий. Бомбежки и обстрел разрушали жилые дома, предприятия. Только за сентябрь пострадало около 30 крупных предприятий. Но городу нужны были боеприпасы, необходимо было ремонтировать оружие, изготавливать новое. И заводы продолжали работать под бомбами и снарядами. Большинство рабочих ушло на фронт – их заменили женщины и подростки. 1-й ведущий . С каждым днем все труднее становилось ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод. Еще в июле месяце была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. Но запасы в городе были слишком малы, и они катастрофически сокращались. Голодали не только ленинградцы, но и воины Ленфронта. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов на карточку служащего и иждевенца.
(Учащиеся зачитывают выдержки из дневников жителей Ленинграда).

    Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль… Настает голод… Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне – 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник… Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат. Ну и дела!» Октябрь 1941 г., Г.А.Князев: «Сто двадцать второй день войны. Ухудшается продовольственное положение Ленинграда. За вторую декаду иждивенцы при хлебном пайке в 200 г получили 100 г мяса, 200 г крупы, 50 г сахара, 100 г конфет и 100 г растительного масла. На деньги купить ничего нельзя, и потому они не ценятся». Юра Рябинкин: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал… Сказывается отсутствие хлеба… Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет… Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменяла на 400 г хлеба… На фронтах положение дрянь… Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох… Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 г сливочного масла и 500 г колбасы из конины с соей… Хлеба дают теперь на человека 125 г в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 году». Декабрь, Лидия Охапкина: « Один раз на рынке-толкучке мне удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели.. Другой раз инее удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла». Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: « Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству… выхода нет. Тупик… Голод… Страшный голод… Какой страшный голод! Но я хочу жить!.. Я потерял свою честность… я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел… Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери». 3 января 1942 г.: … Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза… Я весь обовшивел… Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить, жить… Нет никакой надежды». Последняя запись в дневнике Юры, 6 января: «Я совсем почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. А время тянется… О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…»
2-й ведущий. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень. В городе не было топлива, стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30-40 градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами, ледяными торосами. Чтобы достать немного воды люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. 1-й ведущий . Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, в декабре – 52. Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших.
1-й чтец. СОТЫЙ ДЕНЬ
Вместо супа – Бурда из столярного клея, Вместо чая – Заварка сосновой хвои. Это б все ничего, Только руки немеют, Только ноги Становятся вдруг не твои.

Только сердце Внезапно сожмется как ежик, И глухие удары Пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, Слышишь: Город клянется, что враг не пройдет! … Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди Оставалось еще восемьсот.
2–й ведущий . Единственным «окном», соединявшим Ленинград с «большой землей», было Ладожское озеро. 23 ноября первая колонна грузовиков с 33 тоннами продовольствия прибыла в город по льду Ладожского озера. С этого дня непрерывным потоком пошли колонны автомашин по «дороге жизни», как прозвали ладожский лед ленинградцы. Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, людьми. 1-й ведущий . Но, несмотря ни на что, город жил! Обессиленные, больные люди под артобстрелом и бомбежками писали стихи и книги, сочиняли музыку, учили и учились – во время блокады работало 100 школ, и в них занималось около 100 тысяч ребят!
2-й чтец. Юрий Воронов БЛОКАДА
В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда.
2-й ведущий . Наступила весна 1942 года. Враг продолжал держать город в железном кольце. Фашисты еще мечтали войти в Ленинград. А ленинградцы знали – этого не будет никогда! И они вышли на улицы, чтобы убрать свой город, привести его в порядок. В апреле сошел лед на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать. 1-й ведущий . Все это срывало планы гитлеровцев, приводило их в ярость, но они не потеряли надежды овладеть городом. К прорыву блокады бойцы Ленинградского фронта начали готовиться еще осенью 1942 года. Разгром фашистов под Сталинградом облегчил ленинградцам задачу. И вот 12 января 1943 года ленинградцы услышали гул канонады. Семь дней шли кровопролитные бои. 2-й ведущий . С востока наступали части Волховского фронта. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, блокада была прорвана! Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев. 1-й ведущий . На Пискаревском кладбище похоронены сотни тысяч ленинградцев, отстоявших город. Давайте почтим их память минутой молчания.
3-й чтец. … И вот в послевоенной тишине К себе прислушалась наедине.
Какое сердце стало у меня, Сама не знаю – лучше или хуже: Не отогреть у мирного огня, Не остудить на самой лютой стуже.
И в черный час зажженные войною Затем, чтобы не гаснуть, не стихать, Неженские созвездья надо мною, Неженский ямб в черствеющих стихах…
… И даже тем, кто все хотел бы сгладить В зеркальной, робкой памяти людей, Не дам забыть, как падал ленинградец На желтый снег пустынных площадей.
И как стволы, поднявшиеся рядом, Сплетают корни в душной глубине И слили кроны в чистой вышине, Даря прохожим мощную прохладу, - Как скорбь и счастие живут во мне – Единым корнем – в муке Ленинграда, Единой кроною – в грядущем дне.
И все неукротимей год от года К неистовству зенита своего Растет свобода сердца моего – Единственная на земле свобода.
(Начинает тихо звучать Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича . Ведущие возлагают цветы и зажигают свечи под музыку).
2-й ведущий. В память о погибших ленинградцах и людях, боровшихся за его освобождение, объявляется минута молчания.
4-й чтец . К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, - Заклинаю – помните!

10.07.1941 г. – 09.08.1944 г. –Битва за Ленинград

10.07.1941 г. – Начало героической обороны Ленинграда.

08.09.1941 г. – 27.01.1944 г. – Ленинград в кольце блокады.

22.12.1942 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

18.01.1943 г. – Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда.

27.01.1944 г. – Полное снятие блокады.

09.08.1944 г. – Полное освобождение Ленинграда от врага.

26.01.1945 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

Ленинград награжден орденом Ленина.

08.05.1965 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР городу-герою

Ленинграду вручена медаль «Золотая Звезда».

Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме;
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
-показ иллюстраций о Ленинграде.

Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Дети под музыку заходят в зал


Ребенок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году исполнится 75 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.


Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
Воспитатель 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ребенок: Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Ребенок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Владимир Сорокин
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.


Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой.Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Другая Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ребенок: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ребенок: От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок: И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.


Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» - поют дети подготовительной группы.


Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Ребенок: Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках,
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Ведущий 2: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить…


Стих читают воспитатели
Ленинградке
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть...

Да, отдохнуть ото всего на свете -
От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет
(Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.

Но я в печальном городе осталась
Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась.
С моей соседкой. Бредила едой.

И день за днем лицо мое темнело,
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы,
И малым детям раны бинтовала...

И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
8 марта 1942.
Ольга Бергольц.
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.
Ребенок: Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
Ребенок: Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Ведущий 1: Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в нем она записывала даты смерти своих родственников.
Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулеза кишечника.
Ребенок: На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет
Души и сердца.
Ребенок: Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время,
Возвышает
Образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
Ребенок: В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Ребенок: Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
Воспитатель 2: Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс “Цветок жизни”, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”. Данные об авторе

Темнова Е.В., учитель технологии, Курбатова Л.Ф., учитель географии, Чумакова Е.Ю., учитель музыки

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №2"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Сценарий внеклассного мероприятия

Дорога жизни.

(сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда).

(подготовлен учителем технологии Темновой Е.В. и учителем географии Курбатовой Л.Ф.)

Звучит песня «За четыре дня до войны»

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»

1 ведущий

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

2 ведущий

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

3 ведущий («Вокализ» Рахманинова, исп. Галина Вишневская)

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Комната. Окно зачеркнуто крест-накрест,

Чтоб стекло от взрыва уберечь.

Холодно, как будто двери настежь.

Мертвая нетопленная печь.

Память собирает все в копилку:

Инеем покрыто полстены.

Превратилась в тусклую коптилку

Электрификация страны.

4 ведущий:

Коптилка - мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Я сказала ленинградке:

«Ты сожги свои тетрадки

И погрейся у огня».

Не послушалась меня.

Все простужено сопела,

И перо ее скрипело.

Сотрясали взрывы дворик.

Кто-то встретил смерть свою.

Пишет маленький историк.

Пишет летопись свою.

Таня писала свою летопись…

5 ведущий:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Я - хлеб. У меня есть душа.

Я - хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я - ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я - хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я - хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я - хлеб. Я - живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

У меня есть душа.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) - по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб - блокадный паек.

(окончание «Вокализа» Рахманинова)

1 ведущий

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли…Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

(«Реквием»)

Ведущий 3

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало - около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре1941 - январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

(окончание «Реквиема»)

(слайды «Дороги жизни», песня «Эх, дороги»)

20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз. Около 350 саней направились на восточный берег озера в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин. Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.

Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.

Ведущий 4

В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

…на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев. -

И вот - в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ведущий 5

…О, мы познали в декабре -

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.

Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…

Ведущий 1

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода,

От тоски.

Но шла весна —

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине —

Отчетливо

Подобие креста.

А льдинка подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно,

В стороны руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном «Невском пятачке»,

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Был пулей сбит или замерз в метель.

По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Моей душе покоя больше нету.

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

Ведущий 2 (Рахманинов «Всенощная»)

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.

За залпом залп . (окончание «Всенощной»)

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Песня «Прости, меня дедушка!»

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде - это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Они - Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости!

(Видео «Ленинградский метроном» (минута молчания)

Литература (ресурсы Интернет):

1. История Петербурга, №1(35), 2007г;

2. Поэзия Блокадного Ленинграда;

3. Стихи о снятии Блокады;

4. Дневник Тани Савичевый.

Внеклассное мероприятие, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда. Сценарий

Сценарий внеклассного мероприятия "Дневник памяти"

Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания МБУ СОШ № 49, г. Тольятти
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённого дню снятия блокады города Ленинград. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям, заместителям директора по УВР.

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти
Задачи:
1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению.
Форма мероприятия: патриотический «Огонек»
В основе мероприятия - страницы дневника Веры Инбер
Использованы произведения: О. Бергольц, Ю. Воронова, А. Гейнца и С. Данилова, Т. Зыковой, А. Розенбаума, Д. Эстрина.
Оборудование : мультимедийная презентация - аудио и видио сопровождение, фото блокадного Ленинграда.
Участники : учащиеся 9 - 11 классов
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград»
Ученик № 1: В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября - день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число - 872 дня.
Звучит фрагмент «Священная война»
Ученик № 2 :
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:
«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»
Ученик № 3 : 8 сентября в 7 часов вечера на город упали первые бомбы. Шесть с половиной тысяч зажигательных бомб - и это только в первую бомбежку. На командный пункт городского штаба противовоздушной обороны начали поступать первые сообщения о разрушениях, пожарах, жертвах, В первый день бомбежки было зарегистрировано 178 пожаров.
Фрагмент артиллерийского обстрела
Автор : Запись от 17.сентября 1941 года:
«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».
Ученик № 1 : Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.
Ученик № 4 : Гитлер заявлял «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 - 4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:"...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов…… Блокировать город Ленинград кольцом. Требований о капитуляции не выдвигать.
Ученик № 2 : Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были не нужны. Ярость нацистов по отношению к Ленинграду была ужасающа.
Ученик № 5 : Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера: «…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Ученик № 6 : Характерный комментарий к этим планам дал Гейдрих в письме к рейхсфюреру СС Гиммлеру: «…Четкие распоряжения касательно городов Петербург и Москва не могут быть реализованы в действительности, если они изначально не будут исполняться со всей жестокостью».
1-й чтец:
В глазницы обугленных окон
Глядится холодный восход,
Молчат на проспекте широком
Автобусы, вмерзшие и лед,
Не сдавшиеся воле судеб
Застывшие автофургоны
С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)
Автор : Запись от 10.-11.09.41
«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо:
- Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады
.. Сгоревшие Бадаевские склады - центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, - это были горящий сахар, мука, масло..»
2 - 3 чтец (читают по очереди).
Начинается проигрыш песни «Блокадный вальс»
Кто не был там, тот, слава Богу, не был.
Не видел сквозь рассвета пелену
Беззвучно умирающее небо
И город, распахнувшийся в войну.
Не страшен страх, рождающий удушье,
Клинком мороза жалящий поддых.
Страшней, когда привычно равнодушно
Проходишь мимо не своей беды.
Когда душа надорвалась, устала,
Когда глаза устали без конца
Смотреть, как надает с небес начало
Чьего-то неизбежного конца.
Кто не был там, тот не поймет, поверьте,
Как росчерк гари, вспухший в небосвод,
Срывает с неба маску тихой смерти.
И слава Господу, что не поймет.
Песня «Блокадный вальс»
Ученик № 2 : Не успели ленинградцы оправиться от первого испытания, как на следующий день немецкая авиация повторила массированную бомбардировку города. В этот налет наблюдателями было отмечено падение 1790 зажигательных и 35 крупных фугасных бомб. Затем в ход пошла дальнобойная артиллерия
Ученик № 3 :
12 сентября - первое сокращение норм выдачи населению продуктов. Первое, но не последнее... 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты - более чем плачевные. Над городом в полный рост поднялся бледный цриарак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители.
Метроном На экране появляется рецептура блокадного хлеба.
Ученик № 4 : И вдруг - по радио поздравление:
Ученик № 5 :
«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, - знаем - она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»
Савченко Автор: Запись от 29 января 1942 года:
«Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, - стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду недрами из рук в руки.
Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли -только к вечеру Но всё же он был...»
Чтец :
Нет лекарств, чтоб голод укрощали
И пока он в городе везде,
Мы себе негласно запрещаем
Говорить друг с другом о еде.
А начнешь, - недобрый взгляд заметя,
Тут жс смолкнешь, будто шел на грех
К этому привыкли даже дети,
Хоть сегодня им труднее всех.
В разговорах я храню запреты
На еду, которой не забыл,
На супы, на каши и котлеты.
Но о них не думать - выше сил.
Ученик № 1 :
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.
Ученик № 2 :
Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Звучит фрагмент Era
Ученик № 3 :
Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ученик № 6 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Зоя Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Ученик № 7 :
Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Звучит фрагмент песни Матусовского
Ученик № 2 :
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Чтец
- Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Ученик № 5 :
Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.
Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции.
И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.
Ученик № 3 :
Норма - «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.
Чтец :
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, - к вечеру добраться б.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу. (О. Бериольц)
Метраном.
Чтец :
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят …
A в комнате - трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю? (Ю. Воронов)
Звучит грустная мелодия.
Ученик № 6 :
Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
Чтец :
Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
Ученик № 1 :
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Ученик № 2 :
Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.
Автор : Запись от 30 03.42:
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нег? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?
Весь город - все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев.»
Ученик № 1 :
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Звучит песня «В далеком, тревожном году»
Ученик № 3 :
Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
Ученик № 8 :
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Ученик № 9 :
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
Ученик № 7 :
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Чтец :
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов)
Метроном
Звучит фрагмент песни «Дети войны»

Ученик № 2 :
И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
Фрагмент радиопередачи
29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял Седьмую симфонию.
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостоковича.
Ученик № 1 :
И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали «Этот человек сильнее Гитлера...»
Чтец:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
Хамзина
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Татарникова
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.

Чтец:
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:

Чтец:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…

Чтец:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Чтец:
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Запись от 24 мая 1942:
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди (дистрофия II степени) медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки.
Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться (дистрофия III степени). Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…»
Ученик № 4 : 1943 год.
12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.
Чтец :
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияю ш их слезах твое лицо.
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов - расплавленным свинцом
Пускай падут они в минуты боя
За все, за всех, задушенных кольцом.
За девочек, по-старчески печальных,
У булочных стоявших, у дверей,
За трупы их в пикейных одеяльцах,
За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)

Звучит фрагмент «Адажио»

Ученик № 5 : Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Если по отношению к обстрелу употребимо слово «рекорд», то можно сказать, что летом 1943 года фашистская артиллерия побила все рекорды обстрелов. В июле продолжительность обстрела составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.
Ученик № 1 :
В октябре служба противовоздушная оборона была вынуждена нанести на стены Ленинградских домов 1300 надписей: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Ученик № 4:
Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощьным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Звучит фрагмент из передачи по радио Левитан о прорыве
Автор : Запись от 27 января 1944:
«Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»
Звучит стихотворение в исполнении Воронова
Учитель :почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда (Звучит Реквием)


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
СЦЕНАРИЙ
митинга, посвященного 75-летию
со дня начала блокады г. Ленинграда
«И не прервется поколений связь»
Разработала: Сизова А.И.,
заместитель директора по ВР,
высшей квалификационной
категории.
Череповец 2016
Цель:
воспитание уважения к героической истории нашей страны.
Задачи:
Формирование чувства гордости за подвиг народа по защите
г. Ленинграда;
Формирование понимания природы русского человека, его
характера, поступков.
Дата:
08.09.2016 года.
Место проведения:
парк Надежда у памятника медицинской сестре.
Участники митинга:
преподаватели, студенты медицинского колледжа; представители
общественных организаций г. Череповца.
Музыкальное сопровождение:
слова А. Чуркина музыка В. Соловьева-Седова
«Вечерняя песня»
слова П. Фоменко, В Вахтина музыка В. Баснера«На всю оставшуюся жизнь»
Глиэр «Гимн великому народу».
Подготовительный этап:
1. Подбор материала для сценария.
2. Отправить пригласительные представителям общественных
организаций.
3. Пригласить для выступления Игоря Ламова, солиста
камерного хора «Воскресенье».
4. Назначит ответственных за проведение митинга.
5. Согласовать проведение митинга с мэрией г. Череповца.
6. Закупить цветы для возложения к памятнику медицинской сестре.
Ожидаемый результат:
Достижение поставленных целей и задач.
Ход мероприятия
В начале звучит в исполнении Игоря Ламова «Вечерняя песня» слова
А. Чуркина музыка В. Сольвьева-Седова.
Ведущий.
Добрый день, уважаемые жители города Череповца!
Сейчас вы услышали замечательную песню о самом прекрасном городе на земле Ленинграде, городе с уникальной историей, городе, основанном великим Петром, городе более всего пострадавшим в годы Великой Отечественной войны. Ни один город мира не испытал на себе ужасов блокады, которая началась 8 сентября 1941 года. Сегодня исполнилось 75 лет со дня начала блокады.
Ведущий.
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности его жителей и бойцов. В сражении за Ленинград на фронте погибло 332 059 солдат Красной Армии и бойцов рабочих батальонов, 111 142 человек пропали без вести. При артиллерийских обстрелах и бомбежках погибло 16 747 мирных жителей, около 34 000 получили ранения и увечья, умерли от голода 632 253 ленинградца. Таковы цифры осады города Ленинграда. И пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей – такое не должно повториться.
Объявляется минута молчания.
Чтец.
Слава тебе, Великий Город,
Сливший воедино фронт и тыл,
В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил…
Ведущий.
Эти поэтические строки принадлежат поэтессе Вере Индер, которая подчеркнула огромную помощь тыла осажденному городу. И этим тылом была Вологодская область. Без поддержки тыла Ленинграду было бы не выстоять.
Ведущий.
Правительство, принимая во внимание возможную потерю города, 11 июля 1941 г. отдает приказ о массовой эвакуации ленинградской промышленности вглубь страны.
Ведущий.
С самого начала войны напряженно и бесперебойно заработала Северная железная дорога, по которой осуществлялись перевозки продовольствия, вооружения и боеприпасов в осажденный город Ленинград, а из осажденного города эвакуировались жители и раненные красноармейцы.
Ведущий.
Уже с 10 июля 1041 года в Череповце разворачивается крупнейший на Северо-западе страны распределительный эвакуационный пункт. В самые тяжелые и напряженные месяцы блокады Ленинграда с июля 1941 года по январь 1942 года по северной железной дороге через череповецкий эвакопункт проследовало 391 659 человек, по водному пути 246 789, авто и грузовым транспортом 12 432 человека. За время его работы до 1 апреля 1943 года по железной дороге прошло около 1 500 эшелонов и водным путем более 280 барж с эвакуированными.
Ведущий.
А ведь всех этих людей нужно было накормить, обогреть, до дальнейшего следования на несколько дней обустроить, выявить больных и распределить по развернутым в городе госпиталям. Остро не хватало продуктов, да и просто постельного белья. Власти обратились к горожанам, и череповчане делились, чем могли. На эвакопункт люди несли еду, постельное белье, одежду, обувь, посуду.
Ведущий.
Уже в первые дни и месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более десяти военно-санитарных поездов. Первый военно-санитарный поезд №312 вышел в свой первый рейс уже 26 июня 1941 года. За годы войны поездом было вывезено 25 000 раненных и пройдено 200 000 военных дорог.
- Песня «На всю оставшуюся жизнь».
Ведущий.
В это время в Череповце был сформирован подвижной госпиталь на конной тяге 2266, в котором хирургом прошел всю войну, знаменитый впоследствии кардиохирург череповчанин, Николай Михайлович Амосов.
Ведущий.
С осени 1941 года Вологодская область превратилась в крупнейший военно-медицинский центр Красной Армии. На её территории был развернут 61 стационарный госпиталь, где пролечились 160 000 раненых красноармейцев. В одном только Череповце было 30 госпиталей.
Ведущий.
Основными медицинскими кадрами госпиталей были выпускники фельдшерско-акушерской школы. Среди них не было Героев Советского Союза, но все сотрудники госпиталей честно выполняли свой долг и спасали тысячи человеческих жизней.
Чтец.
Живущие! Извечно вы храните
В глазах и думах матерей и вдов,
Храните в бронзе, в памяти, граните –
Медработников сороковых годов.
Песня «Фронтовая сестра».
Ведущий.
На митинге присутствуют:
Александрова Анна Михайловна - директор колледжа;
Чучум Марина Анатольевна - председатель комитета солдатских матерей;
Павел Дедов - председатель организации «Союз десантников».
Выступление.
Ведущий.
Два города Ленинград и Череповец слились воедино в борьбе против фашизма. Один расположен на реке Неве, другой на реке Шексне. И сегодня у обоих городов одна общая задача, чтобы молодое поколение было благодарно нашим прадедушкам, прабабушкам отстоявшим для нас самый красивый город на земле Ленинград – Санкт-Петербург.
То что сделало военное поколение, останется в вечности!
Возложение цветов к памятнику на фоне музыки Глиэра «Гимн великому народу».
Чтец.
Всеволод Рождественский
Гвоздика
Вдоль Невского автобусы гудели
Лилась толпа. Игла была ясна.
Кто помнил, что когда-то при обстреле
Была опасна эта сторона?
Теперь здесь все привычно и знакомо.
Но задержись хотя б на краткий миг,
Перед плитой на сером камне дома
И огненным под ней пучком гвоздик.
Кто положил их? Ленинградец старый,
Бывалый ополченец грозных дней?
Вдова вся в черном? Юноша с гитарой?
Или студентка с челкой до бровей?
А может быть, девчушка, галстук красный
Наследница и горя, и побед –
Стояла здесь, на «стороне опасной»,
И слушала, что говорил ей дед?
Текло с Невы дыхание прохлады,
Витринами сверкал обычный дом.
Перед притихшей внучкою блокады,
Которой все казалось только сном.
И ярче, чем снарядов посвист дикий,
Давно похороненный в тишине,
Пылали победившие гвоздики
На этой солнцем залитой стене.
Ведущий.
На этом митинге, посвященном 75-летию со дня начала блокады считается закрытым. А цветы, что сегодня возложены к памятнику медицинской сестре, пусть будут данью великому подвигу медицинских работников военных лет.
На всю оставшуюся жизнь
Автор текста: П. Фоменко, Б. Вахтин Автор музыки: В. Баснер
Сестра, ты помнишь как из боя
Меня ты вынесла в санбат
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы
Победы над врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь
На всю оставшуюся жизнь.
Горели Днепр, Нева и Волга
Горели небо и земля…
Одна беда, одна тревога
Одна судьба, одна земля.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит горя и печали,
Где те, кого мы потеряли
На всю оставшуюся жизнь
Сестра и брат… Взаимной верой
Мы были сильными вдвойне
Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.
На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое
Как завещание святое
На всю оставшуюся жизнь…
На всю оставшуюся жизнь.
Вечерняя песня
Музыка В. Соловьева-Седого
Слова А. Чуркина
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,

Задушевную тесню свою.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Здесь проходила, друзья,
Юность комсомольская моя.

Шли ровесники рядом со мной.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
С той поры огневой
Где - бы вы не встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Песня летит над Невой,
Засыпает город мой родной,


В парках и садах липы шелестят…
Доброй ночи, родной Ленинград!


Приложенные файлы