Папа Римский Франциск совершил первую в своей жизни канонизацию

12 мая на площади Святого Петра он причислил к лику святых 800 мучеников из Отранто и двух латиноамериканских монахинь. Как передает Радио Ватикана, глава Римско-Католической церкви, среди прочего, отметил:

«Сегодня Церковь предлагает для нашего почитания целый ряд мучеников, которые были вместе призваны к высшему свидетельству Евангелия в 1480 году. Около восьмисот человек, выживших при осаде и захвате Отранто, были обезглавлены недалеко от этого города. Они не пожелали отречься от своей веры и погибли, исповедуя Воскресшего Христа. Где же они нашли силу, чтобы остаться верными? Именно в вере, которая дает видеть дальше человеческого взгляда, дальше границ земной жизни, дает созерцать «небеса отверстые» – как говорит св. Стефан – и живого Христа одесную Отца ».

В нашем мире иногда случается так, что причисление того или иного человека или группы людей начинает приобретать политическое звучание. Не исключено, нечто подобное может произойти и с отрантскими мучениками. Напомним, что смерть они приняли от солдат османского султана Мехмеда II . Этот султан, известный по прозвищу Завоеватель – культовый герой турецкой истории и политики. Именно с ним связаны великие победы Османской империи, в том числе, взятие Константинополя. В 1480 году войска Мехмеда II высадились с войском в Италии, как раз в районе Отранто. После осады османские солдаты взяли город. 800 мужчинам трудоспособного возраста было предложено принять ислам. Они отказались, за что и были обезглавлены, гласит легенда.

Возможно, что все так и было. Хотя для Мехмеда II, который являлся дервишем, такое жестокое поведение было крайне нехарактерным. Тем не менее, в наши дни, в 1990-х годах архидиоцез Отранто возбудил исследование этой истории, чтобы рассмотреть возможность канонизации горожан. В 2007 году папа Римский Бенедикт XVI запускает процесс канонизации 800 мучеников Отрантских с формулировкой как убитых «из ненависти к вере ». Так что папа Римский Франциск лишь завершил начатое его предшественниками дело. По поводу торжественного оглашения в Ватикане решения о новых святых турецкая пресса пока что ограничилась лишь краткими информационными репликами. Единственно, что сделали ведущие турецкие газеты Milliyet и Zaman, так к перепечаткам новости добавили формулу о том, что 800 жителей Отранто были «якобы» казнены за отказ принять ислам, тем самым оспорив главный постулат Ватикана о страданиях мучеников «из ненависти к вере».

Канонизация стала вторым знаковым действием Ватикана, задевающим Турцию, за две недели мая. В начале этого месяца информационные агентства сообщили о переиздании книга папы Римского Франциска «На небе и на земле », в которой он, в частности, осудил Геноцид армян. Как отметил нынешний папа, будучи тогда кардиналом Бергольо , в ХХ веке турки сравняли с землей города и села, потому что представили себя богом. Учитывая, что за первые два месяца своего понтификата Франциск впервые за историю раскола между католиками и православными пригласил Константинопольского патриарха в Рим на свою интронизацию, принял приглашение последнего посетить Стамбул и Иерусалим, а также провел в Ватикане ряд встреч с представителями североафриканских и ближневосточных Церквей, напрашивается следующий вывод. Не исключено, что в деле переформатирования Большого Ближнего Востока (воспользуемся этим американским термином) намечается привнесение нового, дополнительного религиозного фактора. Если до сих пор учитывалось лишь противостояние шиитов и суннитов в рамках единого ислама, то, возможно, ныне к ним может добавиться и фактор католичества.

Такое в этом регионе уже случалось на заре второго тысячелетия от Рождества Христова , когда в результате благословленных Римом крестовых походов в Палестине образовалось Иерусалимское королевство. Просуществовало оно относительно недолго, с 1099 по 1291 год, но оставило после себя ряд зацепок. В частности, здесь отрабатывались политические технологии развития и распространения воинствующих католических орденов - . Ордена не подчинялись ни папе Римскому, ни королю. Они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, но на деле участвовали во всех главных сражениях. После падения королевства ордена перенесли свою деятельность в Европу, где те же тамплиеры стали представлять весьма внушительную силу, за что и были уничтожены французским монархом Филиппом Красивым , а в 1312 году папа Климент V распустил их орден. К слову, нынешний глава Римско-Католической церкви Франциск – выходец из, пожалуй, наиболее .

Оказаться снова на Ближнем Востоке нынешний Ватикан может лишь при активной поддержке Константинопольского патриархата, который также именуется Вселенским. Это не преувеличение. Если в самом Стамбуле наследники византийского Константинополя заперты в квартале Фанар, то за пределами Турции влияние Вселенского патриарха распространяется на США и Европу, Грецию и Иерусалим. До сих пор наместник Фанара, патриарх Варфоломей в политических играх был существенно ограничен необходимостью подстраиваться под официальную Анкару. Приход на Римский престол папы Франциска, казалось, давало пространство для маневра. И в первые дни шествия Франциска патриарх Варфоломей допустил ряд неосторожных замечаний, когда даже предположил скорое врачевание старого раскола между католиками и православными с перспективой выхода на создание новой супер-Церкви (т.е. экуменизма, предательства Православия и вхождения в союз с Римом, который разграбил Константинополь во время «четвертого крестового похода» в 1204 и последующего придательства уже самих константиновольских иерархов, принявших в 1439 году («Флорентийскую») унию с католичеством , которая привела к окончательному падению нравов в Византии и захвату Константинополя турками в 1453 г. – прим. ред ). Тогда бы возможности Константинопольского владыки могли быть подкреплены могуществом Ватикана, что непредсказуемым образом отразилось бы на геополитической ситуации в ближневосточном регионе.

Как можно судить, турецкие власти просчитали подобный вариант. Ответ последовал мгновенно. Турецкая полиция взяла под усиленную охрану Варфоломея после появления «информации о планирующемся на него покушении ». Как сообщило 10 мая агентсво Reuters, турецкая прокуратура получила анонимное письмо, в котором излагался план убийства (при этом пресс-секретарь Досифей Анагностопулос сказал, что Патриарх не получал никаких прямых угроз, но узнал о предполагаемом заговоре из турецких СМИ, что позже было подтверждено и турецкой полицией – прим.ред .). Покушение было запланировано на 29 мая, в этот день исполнится 500 лет завоевания османами Константинополя. В свою очередь Константинопольский патриарх прокомментировал факт раскрытия заговора против себя следующим образом: «Я не волнуюсь, потому что меня, в первую очередь защищает Бог, а, во вторую, турецкие власти и турецкое правительство ». Такая реакция понятна. Ведь под предлогом необходимости защиты Варфоломея от злоумышленников Анкара вполне могла бы его сделать на долгое время невыездным из квартала Фанар. В любом случае, в настоящий момент Константинопольскому патриарху будет не совсем до папы Франциска.

Что в этой ситуации будет дальше делать Ватикан, покажет время. Заметим одно. Не так давно бывший личный секретарь папы Иоанна XXIII , архиепископ Лорис Франческо Капавила обратил внимание на большое сходство, которое существует между Иоанном XXIII и Франциском. В интервью интернет-порталу «Vatican Insider» 98-летний старец заявил, что оба понтифика объединяет любовь к периферии. Иоанн XXIII был епископом Рима неполных пять лет, с 1958 по 1963 год. До избрания папой являлся дипломатом Ватикана, исполнял обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. Особенно он известен тем, что стал инициатором созыва Второго Ватиканского собора (оправдавшего иудеев в предательстве Христа – прим.ред ), в результате чего от Римско-Католической церкви отошла часть общин (не менее символично, что существовала два папы, носящих имя Иоанна XXIII. Помимо упомянутого выше – оправдавшего иудеев в их предательстве, в истории Рима существовал еще один Иоанн XXIII – «антипапа» (см. Лео Таксиль . "Священный вертеп"). Причем это была настолько одиозная личность, что после него почти 500 лет ни один из понтификов не принимал имя Иоанн – прим. ред ). Тут есть над чем задуматься, учитывая сделанное архиепископом Лорис Франческо Капавила сравнение.

Станислав Стремидловский

The First Crusade Proclaimed by Pope Urban II

Церковь могла получить существенную выгоду от крестового похода против турок-сельджуков, поскольку Урбан II сознавал потенциально значимые выгоды от помощи византийцам.

П апа Римский Урбан II объявил Первый Крестовый поход 27 ноября 1095 года на церковном Соборе во французском городе Клермон. Освященная церковью попытка изгнания людей «порабощенных демонами» послужила бы многим целям: турки-сельджуки успешно заняли Святую землю, бывшую в то время частью Византийской Империи. Со времен понтификата Григория VII и рокового сражения при Манцикерте, в котором силы Византии были побеждены, восточные императоры посылали обращения к Риму о помощи. Теперь Папа Римский мог действовать, пользуясь благоприятной возможностью, которая дала бы ему повод сделать гораздо больше, чем просто отправить некоторое количество конных рыцарей.

Цели и задачи Первого Крестового похода

Европа была полем битвы, местом непрерывных конфликтов и бесконечной войны. Объединение феодальных фракций против общего врага уменьшило бы вероятность дальнейших войн и направило бы их ресурсы и энергию против мусульман. “Позвольте тем, кто приучен вести расточительно частные войны даже против Верных, идти в дальнейшем против Неверных в сражении, достойном быть предпринятым, …” Папа Римский Урбан II объявил первую в своем роде безоговорочную индульгенцию тем, кто “борется против язычников” . Для средневекового человека, боявшегося огня чистилища, это отпущение грехов было весьма убедительным.

Успешный Крестовый поход весьма бы увеличил престиж папства и, возможно, положил бы конец расколу, произошедшему между восточной и западной христианскими церквями. И хотя император Алексей I Комнин просил сравнительно небольшое количество профессиональных солдат – конных рыцарей, Урбан призвал всех христиан : рыцарей, лакеев, “богатых и бедных “ , и даже “грабителей” . Несмотря на мощь, эту армию не смог возглавить ни один из достойных внимания королей; и Филипп I Французский , и Генрих IV Германский были отлучены от церкви.

Стимулы для участия в Первом Крестовом походе

Тем участникам Похода, которые имели в собственности землю, Церковь гарантировала свою защиту и поручительство, дабы в то время, пока лорды находятся в дальних землях, сражаясь за Христа, нарушители не смогли бы ими завладеть. Тем, которые поднимают крест, простили их долги. Так как ростовщичество было запрещено, многие из этих долгов были понесены через еврейских кредиторов.

Однако европейских евреев не приняли в расчет даже тогда, когда участники Похода начали беспощадно убивать их по всей Европе. Для них не было разницы между евреями и так называемыми Неверными, с которыми они должны были скоро столкнуться за рубежами Константинополя. Евреи обратились за помощью к Церкви. Некоторые храбрые епископы открыли свои ворота для евреев, ищущих убежища, но многие другие остались глухи к их просьбам.

Город Никея был освобожден от мусульманского контроля в 1097 году, а в 1099 году армия Крестового Похода была уже у ворот Иерусалима . Завершающее сражение стало кровавой баней: были казнены тысячи. Фульхерий Шартрский пишет, что, “Если бы вы были там, то ваши ноги погрузились бы до лодыжек в кровь убиенных. Ни одного из них не оставили в живых. Они не щадили ни женщин ни детей” .

Наследие Первого Крестового похода

В марте 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за грехи, совершенные во имя Церкви, в том числе и за Крестовые походы. Первый Крестовый поход привел приблизительно к 150 годам крестовопоходной активности, как официальной, так и неофициальной. Крестьянский Крестовый поход , во главе с Петром Пустынником , закончился полномасштабной резней за пределами Константинополя, в то время как дурно родившийся Крестовый Поход детей закончился тем, что капитаны судов переправили молодежь в Северную Африку вместо Ближнего Востока, чтобы продать их там в рабство.

Крестовый поход не стал окончанием церковного раскола, также он не прекратил “частные войны” в Европе. Тем не менее, он стал стимулом для нового века коммерции и торговли, той существенной выгодой, которая смогла проложить путь к процветанию городов-государств, появившихся в Италии.

История соперничества Востока и Запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. В ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. Но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие историю под названием «эпоха крестовых походов».

В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.

Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II .

Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.

До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой.

Мирские заботы церковного владыки

Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери , и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.

В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента II I, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.

Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.

Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.

Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.

«Мир здесь, война — там!»

Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский , он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.

Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.

В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.

Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.

Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.

Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.

Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».

Как сутану понтифика порвали на кресты

Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.

Папа Римский обращался прежде всего к рыцарям, и они его услышали. Но одновременно услышали и представители низших классов. Люди, ни разу не державшие в руках оружия, садились в телеги и отправлялись освобождать Иерусалим, рассчитывая обменять свою нынешнюю тяжелую жизнь на «молоко и мед» Святой Земли.

Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?»

Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.

Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк , прозванный так за крайнюю бедность.

Массы голодных и обездоленных людей на пути своего движения отметились еврейскими погромами, грабежами и насилием в Восточной Европе, прежде всего, в Болгарии и Венгрии. Местные жители вынуждены были оказывать им сопротивление, отчего ряды первых крестоносцев заметно поредели.

Обреченные на заклание

К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.

Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.

Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».

Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.

Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою.

Союзником мусульман стал тиф

Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским , епископом Ле-Пюи , повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред . Братья Готфрид Булонский , Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский , Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего , короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I , короля Франции).

Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.

В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.

Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.

Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.

Крестное шествие с последующим штурмом

Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.

Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.

Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не был настроен воинственно — его посольство предложило крестоносцам беспрепятственное паломничество к святым местам, но небольшими группами и без оружия. В ответ крестоносцы заявили — они пришли ради освобождения Гроба Господня и добьются этой цели любыми способами.

Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.

13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.

8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.

Кровь за кровь

Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.

После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.

Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.

Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.

А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик.

Осенью 1942 г. Папа счёл, что при шла пора исполнить просьбу Девы Марии, прозвучавшую в Фатиме. Тридцать первого октября он посвятил весь мир и особым образом - народы России Её Непорочному Сердцу. Вскоре после этого в войне произошёл перелом: была прорвана блокада Ленинграда, Красная Армия перешла в контрнаступление под Сталинградом, а англо-американские силы - в Северной Африке.... Источник:
http://piusxii.ru/biblios/rus_art5.html Бред для стада... Под катом иная точка зрения на него:
Взойдя на папский престол, Эудженио Пачелли действительно оставался в основном дипломатом. В центре его внимания всегда стояли вопросы мировой политики. При этом свою главную политическую задачу Пий XII видел в объединении и мобилизации капиталистических держав для антикоммунистического "крестового похода". Этой идее была подчинена вся его деятельность, как в период второй мировой войны, так и после нее. Однако, будучи трезвым политиком, Пий XII избегал откровенно и четко формулировать свое кредо. Он предпочитал добиваться своих целей путем маневрирования и лавирования, маскируя их высокопарными разглагольствованиями о преданности всеобщему миру, принципам справедливости и международного правопорядка.

В первый год своего понтификата Пий XII действительно стремился предотвратить взрыв войны в Европе, добиться мира между капиталистическими державами, чтобы направить агрессию против СССР. Гитлер предпочел войну. 1 сентября 1939 г. германские войска напали на Польшу. Вторая мировая война началась. Папа встретил ее молчанием.

В 1941 г. Гитлер, Муссолини и их союзники развязали войну против Советского Союза. Оккупированная Европа была покрыта концлагерями, в которых погибло свыше 10 млн. человек, среди которых было немало и верующих-католиков, а также священников-антифашистов. Пий XII продолжал молчать.

Папа и католические иерархии не осудили фашизм даже после того, как союзники одержали победу. Более того, тысячи фашистских военных преступников избежали наказания благодаря покровительству Ватикана, снабжавшего их фиктивными документами и переправлявшего в Испанию, Португалию и в страны Латинской Америки.

Такую позицию Ватикана можно, видимо, объяснить тем, что фашисты боролись с коммунизмом и тем самым, с точки зрения Пия XII, делали богоугодное дело. Пий XII предпочел быть с фашизмом против коммунизма.

После победы антигитлеровской коалиции Пий XII делал все возможное, чтобы столкнуть западных партнеров по коалиции с Советским Союзом, что соответствовало стремлениям наиболее реакционных сил капиталистического мира. Папа прилагал огромные усилия, чтобы разрушить антифашистское единство, сложившееся в годы войны, исключить из него коммунистов, игравших ведущую роль в борьбе против гитлеризма. В странах народной демократии Пий XII через местную церковную иерархию толкал католиков на борьбу против коренных социальных преобразований. Он стал открыто призывать к новому "крестовому походу" против коммунизма. Организуя широкую антикоммунистическую кампанию, Ватикан одновременно тайно финансировал правые политические партии, выступавшие против единства антифашистских сил.

В годы "холодной войны" Ватикан был "своим домом" для разведывательных служб США. В конце 1949 г. госдепартамент США передал Ватикану 500 тыс. долларов на антикоммунистическую пропаганду. Это находилось в прямой связи с декретом конгрегации священной канцелярии (инквизиции) от 13 июля 1949 г., который отлучал от церкви верующих за принятие коммунистического учения и его пропаганду, за членство в компартии, сотрудничество с ней, за чтение и распространение ее прессы. Декрет служил, как бы объявлением церковью войны коммунизму и коммунистам и был с большим удовлетворением встречен правительством США. До самой смерти Пий XII придерживался откровенно враждебного курса по отношению к коммунизму и социалистическим странам.

Пий XII приветствовал создание Атлантического пакта, военное присутствие США в Западной Европе.

Последний период понтификата Пия XII совпал с развалом колониальной системы, образованием новых независимых государств в Азии и Африке, с подъемом национально-освободительного движения в Латинской Америке. В связи с этим папа признал необходимым "отуземить" католическую церковь в Азии и Африке, т. е. создать кадры духовенства местного происхождения. Во многих новых государствах Африки миссионерская церковная иерархия была преобразована в национальную, в результате чего ряд африканцев впервые были возведены в епископское достоинство.

В апреле 1957 г. Пий XII опубликовал энциклику "Фидеи донум" ("Дар веры"), в которой изложил свою точку зрения на национально-освободительные процессы в Африке. Вопреки исторической истине папа в этой энциклике провозглашал "врагом номер один" африканских народов не колониализм, а "атеистический материализм".

В своих многочисленных выступлениях Пий XII неоднократно касался проблемы взаимоотношений науки и религии. Отношение церкви к современной науке он изложил в энциклике "Гумани генерис" ("Род человеческий"), опубликованной в 1950 г. В ответ на требование многих верующих и священнослужителей, чтобы церковь учитывала достижения науки, папа писал: "Это похвально, но только в том случае, когда речь идет о фактах, действительно доказанных; когда же речь идет о гипотезах, даже в какой-то степени научно обоснованных, но которые... прямо или косвенно противоречат церковным доктринам, их нельзя принять никоим образом". Итак, если наука права, а религия ошибается, то тем хуже для науки, ее следует отвергнуть. Такова была логика Пия XII, выдававшего себя за великого поборника науки. Энциклика "Гумани генерис", таким образом, это не попытка примирить религию с наукой, а еще один выпад церкви против науки, очередной церковный манифест в защиту традиционных религиозных мировоззренческих концепций.

Идея крестовых походов является излюбленным «методом» Ватикана для осуществления своих честолюбивых и корыстолюбивых устремлений. Об этом красноречиво свидетельствует прежде всего история крестовых походов эпохи средних веков.

Крестовые походы усилили власть пап и обогатили их, но собственно для утверждения христианской веры, для христианизации общества того времени они ничего не дали. Наоборот, крестовые походы омрачили чистоту возвышенного христианского учения в его практическом осуществлении. Об этом можно судить по действиям крестоносцев при взятии ими Иерусалима и Константинополя.

Иерусалим был взят крестоносцами 15 июля 1099 г. Особенно замечательным считалось то, что город был взят в три часа пополудни в пятницу - день и час страданий Спасителя.

Победа эта сопровождалась хищничеством и кровопролитием, позорными для христианского имени.

Иерусалим находился в руках неверных. Но Константинополь тогда был под властью православного царя - греческого. Между тем крестоносцы в 1204 г. бесчинствовали в Константинополе еще больше, чем в Иерусалиме.

Таким путем папы основали католические патриархаты в Антиохии, Иерусалиме и Константинополе. Вообще крестовые походы на протяжении трех веков принесли человечеству большие страдания.

Римские епископы, увлекая западных христиан идеей крестовых походов для освобождения Св. Земли от турок, в действительности превратили эти походы в своего рода военные экспедиции для осуществления своих, чисто земных, интересов честолюбия и корыстолюбия.

Но когда увлечение западных христиан идеей походов в Палестину остыло, папы устремились на православных восточных славян, особенно на Русь.

Известно, что папы организовали крестовые походы из Швеции и Лифляндии. Шведский владетель Биргер, по указке папы Григория IX (1227-1241 гг.) и папы Иннокентия IV (1242-1254 гг.), отправился крестовым походом на Русь с целью обращения православных в католичество. Александр Невский в 1240 и 1242 гг. нанес жестокие поражения шведам и немцам-рыцарям.

Потерпев поражение на северо-востоке Руси, папы устремились па юго-запад ее, в Галицию. Когда здесь утвердилось польское владычество (1340 г.), католики стали отнимать у православных церкви и обращать их в костелы. Львовским собором овладел католический архиепископ. С 1376 г. в Галиции была митрополия и четыре епархии. Потом прибыли туда доминиканцы, захватили несколько православных монастырей и ввели свою инквизицию. С благословения пап, деятельность инквизиции особенно усилилась здесь с Брестской унией (1596 г.).

Страдания галичан продолжались 350 лет, вплоть до присоединения галицийских униатов к Русской Православной Церкви в 1946 году.

Метод насилия был и есть одним из излюбленных методов Ватикана в деле утверждения главенства папы в Церкви. Маскировка этого метода видоизменялась в зависимости от тех или иных исторических обстоятельств, но сущность всегда оставалась одной и той же. Такой характер действий Ватикана особенно стал заметен за последние десятилетия, т. е. со времени Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране.

Учитывая международную обстановку и враждебность капиталистических правительств против СССР, папы этого периода, Бенедикт XV, Пий XI и Пий XII, последовательно один за другим призывают к крестовым походам, якобы для защиты христианской веры в нашей стране.

Русская Православная Церковь свободно существует в СССР. Богослужение свободно совершается в храмах и молитвенных домах, в которых всегда бывает много молящихся. Имеются духовно-учебные заведения - академии и семинарии. Разумеется, папам все это хорошо известно. Они призывают к крестовым походам для защиты веры, а в сущности по другим побуждениям, в частности, для прикрытия своих властолюбивых замыслов по отношению к Русской Православной Церкви. Желая использовать создавшиеся новые условия жизни Русской Православной Церкви в связи с законом об отделении Церкви от Государства, папы задумали подчинить себе Русскую Православную Церковь. Тогда им казалось это очень легким делом. При Ватикане была создана семинария «Руссикум» для подготовки кадров священников, которые должны быть священниками в русских приходах с целью совращения их в унию с католичеством. Во время немецкой оккупации воспитанники «Руссикума» в качестве православных священников появлялись на Украине и на Северном Кавказе.

Декрет об отделении Церкви от Государства Ватиканом был принят в том смысле, что отныне в СССР Католическая Церковь может надеяться на значительный рост в России.

Папа Бенедикт XV попытался войти в официальные отношения с Советским Правительством.

Осенью 1920 г. в Берлине происходили тайные собрания под председательством монсиньора Роппа. Русские эмигранты - православные или обращенные в католицизм - и несколько немецких священников принимали участие в этих собраниях. Старались изыскать средства обосновать идею объединения православной России с католической Церковью. Все были согласны в том, - сообщает «Римский наблюдатель», - что настоящий момент является очень подходящим для этого объединения.

Вслед за этой конференцией монсиньор Ропп, по распоряжению Ватикана, пытался получить разрешение Советского Правительства на проезд из Варшавы в тогдашний Петроград.

Усилия, проявленные Римскою Церковью со времени начала Великой Октябрьской социалистической революции для непосредственного проникновения в Россию и утверждения там своих позиций, до сих пор не приводили к желательным для Бенедикта XV результатам. Весь вопрос в том, что Рим не учитывал главной силы Православия - убеждения в истине, а также его патриотического и национального характера.

Попытка папы Бенедикта XV непосредственно проникнуть в Россию являлась только одним эпизодом крестового похода, имевшего целью положить конец «восточной схизме» и реализовать объединение Церквей.

Конгрегация «Пропаганда веры» лелеет постоянную цель: любыми средствами привести восточных христиан в ограду Римской Церкви.

Бенедикт XV предписывал своим миссионерам проявлять большое уважение к литургии и обрядам Восточной Церкви. Лев XIII был первым папой, который требовал уважения не только обрядов, но и «дисциплины», т. е. внутренней организации Восточной Церкви. «Истинным единством христиан является такое, которое Творец Церкви, Иисус Христос, установил и которого Он желал: оно состоит в единстве веры и управления. Ни мы, ни наши преемники никогда не уничтожат ни прав, ни привилегий восточных патриархов, ни обрядов каждой Церкви. В поведении св. Престола так же, как и в его мыслях, всегда было и будет существовать желание быть щедрым и на всякие уступки в отношении принципов и нравов каждой Церкви».

Эти слова, обращенные Львом XIII к Восточной Церкви, наилучшим образом определяют ту политику, которой он был инициатором и которую старались продолжать его преемники.

Нужны были большие усилия, чтобы разрушить тот предрассудок, вследствие которого униаты считались христианами второго ранга, и заставить духовенство и миссионеров Запада отказаться от обычая обращать в латинство христиан восточных Церквей. Но начало отныне положено: в целях покровительства распространению католицизма на Востоке, Рим решительно запрещает развитие на Востоке латинизма. Обращенные восточные христиане остаются христианами Востока, сохраняя свои традиции, обряды и дисциплину.

Верный мысли Льва XIII, Бенедикт XV уделил много внимания организации той деятельности, которая должна была развернуться в Европе на всем протяжении восточной границы католического мира. От Балтики до Черного моря строились церкви, отличавшиеся от римских церквей ритуалом, дисциплиной, местными традициями, которые были объединены с Римской Церковью общим догматом о подчинении папе. Эти униатские общины образовали как бы авангардные посты католицизма. Бенедикт XV хотел иметь точные сведения о наличии условий для осуществления своих целей в Белоруссии, на Украине. По его указанию, митрополит Львовский и Галицкий Андрей Шептицкий посылал ему подробные доклады.

Когда атаман Петлюра организовал в Киеве «независимое» Украинское правительство, Бенедикт XV поспешил его признать. Посылая в Варшаву монсиньора Роппа, папа назначает о. Геноччи на Украину. Папа Бенедикт XV хочет любой ценой помешать католической Украинской группе обратиться на Восток, к Православию, и, наоборот, стремится к достижению своей цели: подчинению Ватикану Восточной Церкви. Свою цель он осуществляет через учрежденный им «Руссикум». Бенедикт XV умер, не дождавшись благоприятных результатов от своей восточной политики.

Его политику по отношению к Русской Православной Церкви продолжал Пий XI. Через несколько месяцев после избрания Пия XI началась Женевская конференция и папа использовал ее, чтобы говорить с русскими представителями. Он не только послал свои инструкции архиепископу Женевы Синьори, но отправил в Женеву, на конференцию со своею доверенностью монсиньора Синсеро. Архиепископ Синьори ведет себя чрезвычайно услужливо по отношению к русским делегатам: приглашает их к себе, отдает им визит; на завтраке, устроенном итальянским королем, обменивается карточками с Г. Чичериным. Такое поведение Синьори сделало весьма затруднительным положение Синсеро. Ватикан отозвал в Рим своего посланника и призвал монсиньора Синьори к более скромному поведению.

Через несколько дней Пий XI отправился к своей цели по другой дороге. В письме, адресованном кардиналу Гаспарри, он выразил глубокое сожаление по поводу судьбы России и заявил о своей симпатии к ней; затем он восхвалял союз между Россией и Западом; только такой союз, - по словам папы, - мог принести всему свету мир и процветание. Этот документ произвел большое впечатление в Женеве. Ллойд-Джордж комментировал его перед журналистами, немецкие делегаты публично восхваляли это выступление Пия XI, а итальянцы поздравляли себя с таким выступлением папы.

В первые дни мая в Женеву прибыл посланник Ватикана, монсиньор Пиццардо. Частные разговоры монсиньора Пиццардо с Г. Чичериным в Женеве и в Риме с В. Воровским привели к следующим результатам. Советское Правительство гарантировало свободу въезда и свободу передвижения на территории Союза определенному количеству миссионеров, получивших от Ватикана задание на месте изучить средства оказания народам СССР помощи продуктами, одеждой, медикаментами и т. д. 24 июля 1922 г. отправились 11 миссионеров Рима: три итальянца - в Москву, три иезуита - в Ростов, три голландца и два испанских отца в Екатеринодар (Краснодар). Они должны были воздержаться от всякой религиозной пропаганды и оказать помощь всем, нуждавшимся в ней, без различия религии. Миссионеры привезли с собою миллион пакетов с надписью: «Русским детям от римского папы».

В день отъезда миссионеров Пий XI обратился ко всем епископам католического мира с призывом собрать необходимые суммы для организации помощи России, объявляя, что сам он лично жертвует два с половиной миллиона лир. Ватиканской типографией была напечатана на пяти языках брошюра, возвещавшая всему миру о бедствиях русских детей и сообщавшая о мерах, предпринятых св. Престолом для оказания им помощи. Везде была открыта подписка; особенно она была плодотворна в США.

С самого начала миссия развернула большую активность. Однако выяснилось, что папская миссия стремилась воспользоваться своим пребыванием в СССР для достижения целей, ничего общего с помощью голодающим не имевших. По этой причине Советское Правительство предложило ей в 1924 г. покинуть территорию СССР.

По этому поводу Пий XI 18 декабря 1924 г. выступил с речью в секретной консистории о том, что, посылая в СССР свою миссию для помощи голодающим, он не имел в виду благоприятствовать советскому строю, которому «он так мало сочувствует», но всегда «считал своею обязанностью неоднократно и во всеуслышание» призывать к борьбе с ним.

Во время Генуэзской конференции Пий XI три раза выступал (7 и 29 апреля, 9 мая 1922 г.) с требованием открыть доступ иезуитам в СССР для миссионерских целей, т. е. для обращения русских православных в католичество. По мысли Пия XI, центром миссионерской деятельности иезуитов должен явиться «Руссикум», учрежденный 25 октября 1917 г. В 1922 г. Пий XI вверил его ордену иезуитов. Его теперешний ректор, французский иезуит о. Михаил Д’Эрбиньи - знаток славянского мира. Институт имеет богатую библиотеку. Диплом этого Института будет требоваться от всех кандидатов на работу в Восточной Конгрегации.

В 1924 г. кардинал Д’Эрбиньи выступил с обширным планом «наступления на Восток».

Прежде всего, Ватикан озабочен формированием для восточных Церквей ревностного, образованного духовенства. Созданные для этого семинарии руководятся католическим духовенством. Семинарии, в которых готовятся священники для восточных Церквей, многочисленны.

Для поддержания морального уровня восточного духовенства, Рим, не объявляя целибат обязательным, рекомендует все же отдавать предпочтение безбрачным священникам. В учебных заведениях, руководимых католическим духовенством, путем примера учителей и методов воспитания, постепенно прививается учащимся идея целибата.

В августе 1924 г. собрался большой конгресс в Моравии, около могилы св. Мефодия, чтобы изучить вопрос о том, какими средствами можно организовать сближение между Церквами Восточной и Западной.

Папа делегировал на этот конгресс своего пражского нунция; главные католические и православные общины Центральной Европы и Востока были представлены и духовными и светскими лицами, и, наконец, несколько католиков приехали из крупных западных стран для участия в работах этого конгресса. Одно из положений, подлежавших дискуссии, касалось подчинения латинских миссионеров власти восточных католических епископов.

Наступление на Восток, главным образом на Русскую Православную Церковь, являлось для Пия XI заветной мечтой. Для реализации своих планов он решил созвать Вселенский Собор. По его распоряжению, комитет, подготовлявший мировую «Конференцию веры и церковной конституции», должен был разработать особые анкеты и разослать их более чем 2000 епископам, митрополитам и патриархам, с приглашением на этот будущий Вселенский Собор и представителей Восточных Церквей.

В подчинении себе Русской Православной Церкви Пий XI не останавливался даже пред политическими комбинациями. Известно, что 2 февраля 1930 г. он призвал западные народы к организации крестовых походов против нашей Родины. Он надеялся с победой над ней получить широкую возможность для деятельности в ней своих миссионеров.

В этом отношении его ненависть к России была настолько велика, что на 19 марта 1930 г. он назначил специальное молебствие о разгроме нашей Родины.

Со времени своего понтификатства (12 марта 1939 г.) папа Пий XII развивает активную деятельность по организации крестовых походов против СССР, с целью подчинения Ватикану Русской Православной Церкви. Об этом красноречиво говорят многочисленные факты из международной жизни.

Когда вспыхнула война между Финляндией и СССР, Пий XII принял активное участие в разжигании войны против СССР.

24 декабря 1939 г. Пий XII выступил с речью по радио, в которой призывал Европу оказать помощь войсками и оружием Финляндии, а два дня спустя он переслал большую сумму денег своему представителю в Финляндии, епископу Робетту, на субсидирование этой войны. По указке Пия XII, один из редакторов папской газеты «Osservatore Romano», Гвидо Гонелла, 17 февраля 1940 г. выступил со статьей в связи с войной в Финляндии. Он призывал, с благословения папы, к военному выступлению против СССР.

В заграничных газетах сообщалось, что Пий XII был удручен провалом военной авантюры белофиннов.

Когда на исторической сцене появился Гитлер, то Пий XII поспешил примкнуть к нему, чтобы чрез него осуществить свою идею крестового похода против СССР. Для доказательства можно сослаться на книгу католического публициста Габриеля де Жарэ - «Его Святейшество Пий XII. Послания военного времени к миру. Париж, 1945 г.». В ней Г. Жарэ пытается доказать, что папа призывал народы к миру, но в то же время говорит, что Пий XII договорился с Гитлером, что он будет посылать в оккупированные части СССР своих священников для обращения русских православных в католичество.

Все папские разглагольствования о мире являются лишь только «дымовой завесой» для прикрытия своего крестового похода против СССР.

Главным принципом деятельности Пия XII является стремление к мировому господству Ватикана над всеми Церквами. В предисловии к немецкому тексту Латеранского договора (Пий XI - Муссолини) в 1929 г. сказано, что после Латеранского соглашения церковное руководство, признанное независимым от всякой государственной власти, сможет посвятить свои силы задачам «мировой Церкви».

И так как на пути к осуществлению основного принципа деятельности Ватикана в его стремлении к господству в мировой Церкви стоит, главным образом, Русская Православная Церковь, то все интриги Ватикана направлены именно к уничтожению этой Церкви и других славянских Православных Церквей.

В Москве с 8 по 18 июля 1948 г., по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, происходил съезд представителей Православных автокефальных Церквей.

Представители автокефальных Церквей рассказывали о тех интригах Ватикана, к каким прибегал он для уничтожения Православных Церквей.

Перед второй мировой войной, по указке Ватикана, в Польше было разрушено 135 православных храмов.

Но еще большее гонение на Православие было со стороны Ватикана на Балканах.

Высокопреосвященные иерархи балканских Православных Церквей докладывали высокому собранию о тех ужасах, какие претерпели православные Сербии, Хорватии, Боснии, Герцоговины от римской курии.

С благословения Пия XII, Италия оккупировала Албанию (14 апреля 1939 г.). По указке Ватикана, началось гонение на православных и насильственное обращение их в католичество.

В 1943 г. в Чикаго была издана большая книга документов об истреблении оккупантами и усташами сербского населения Хорватии, о гонениях Ватикана на Православную Церковь. Книга издана Православной Сербской Церковью в Америке и вышла с предисловием Нью-Йоркского епископа Т. Маннинга.

«Многие православные церкви, - говорится в этой книге, - были разрушены. Многие православные учреждения конфискованы, другие превращены в католические церкви. Монастыри, часть которых имеет большое историческое прошлое, были переданы римско-католическим орденам. Патриарший дворец был занят католиками. Чиновники православного вероисповедания уведомлены, что в Хорватском государстве могут оставаться на государственной службе только те, кто принадлежит к Римско-католической Церкви».

Римско-католическое духовенство принимало все меры к насильственному обращению православных в католичество. Было обращено в унию 240.000 сербов. Была уничтожена Горно-Карловацкая епархия; от многочисленной и цветущей епархии осталось только 25 приходов.

Ксендзы с церковных амвонов призывали к уничтожению православных.

Заманчивым было двинуть крестовый поход на СССР не только с Запада, но и с Востока, и окружить эту страну кольцом могущественной блокады. Страной, которая в первую очередь могла быть полезной католической Церкви, была Япония. Это объяснялось следующими факторами. Во-первых, было ясно, что Япония намерена распространять свою экспансию на Китай, где католическая Церковь имела свои интересы. Во-вторых, Япония была старым врагом России, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции.

Япония быстро уяснила пользу, которую может принести ей католическая Церковь. Захватив обширные китайские территории, она пообещала соблюдать интересы католической миссии в Китае и даже, по возможности, предоставлять католикам всякие привилегии.

Эти дружеские отношения были закреплены установлением дипломатических отношений между Ватиканом и Токио в марте 1942 г. Спустя несколько месяцев, а именно в июне 1942 г., Пий XII устанавливает дипломатические отношения с Чан Кай-ши. В данном случае Ватикан стремился установить более прочный союз с Китаем, во-первых, потому, что он уже стал сомневаться в победе Германии и Японии и в лице Китая хотел иметь опору для крестового похода против СССР. В то же время католическая Церковь в Китае для упрочения своих позиций стала создавать кадры духовенства из местных китайцев. Это был один из вопросов, по которым Пий XII и Чан Кай-ши очень скоро достигли взаимопонимания.

Однако разгром Японии и Чан Кай-ши заставил Пия XII переключиться на прислужничество перед правительством США.

Все последние годы деятельность Ватикана настолько проникнута принципами американской политики, что в мировой прессе за ней утвердилось прозвище «американской». Это - американский период в истории Ватикана. Он характеризуется связью Ватикана с американской политикой.

Так как главным стержнем американской политики является подготовка к третьей мировой войне, то прислужничество Ватикана выражается в участии в подготовке новой кровопролитной бойни.

Очень характерно и показательно, что Ватикан совершенно безучастно отнесся к Всемирному Конгрессу народов в защиту мира.

Христос зовет народы всех стран к единению между собой в духе мира и любви. Христос и Его апостолы категорически запрещают прибегать к насилию для обращения в христианскую веру. Разумеется, Ватикан сам об этом прекрасно знает, но ему нужно не воплощение заветов Христа в жизнь, а наиболее усердное выполнение заказа американского империализма, каковой не имеет ничего общего с христианством.

Теперь, в американский период своей истории, Ватикан во имя идеи крестового похода не возражает ни против кровавой войны в Корее, ни против бактериологической войны и атомных бомб.

В декабре 1952 г. в Вене происходил Всемирный Конгресс народов в защиту мира.

Известно, что папа Пий XII не дал своего благословения католикам принимать участие в работе этого Конгресса.

АРХИЕПИСКОП ГЕРМОГЕН