1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

3 Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности

4 Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом)

5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Источник: Р. Кочунас. Основы психологического консультирования

Другие новости по теме:

  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 1. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ Распределение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, поскольку в немалом чис...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА - МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теорети...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 2. КОНСУЛЬТАНТ 2. 1. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬ ТИРОВАНИИ В практике психологического консультирования и пси хотерапии ежедневно приходит...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ 3.
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязатель...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Оценка результатов консультирования Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, - это осознание истинных результатов своей рабо...
  • Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> Чувства консультанта и самораскрытие Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс.
  • психологический консультирование эмоциональный этический

    Все профессиональные консультанты встречаются в своей практике с многозначными с этической и ценностной точек зрения ситуациями. Не во всех случаях для консультанта оказывается достаточным обратиться к своим жизненным этическим правилам и установкам. Консультанты не в равной степени оказываются готовыми к этическим выборам и оптимальному решению двойственных с моральной точки зрения ситуаций. В связи с этим этические обязательства консультанта обычно описываются в литературе и изучаются при обучении консультантов как свод этических принципов консультирования. Считается, что профессиональное соответствие консультантов в определённой степени связано со знанием и практическим применением ими этических принципов (по 3: Паттерсон (Patterson, 1971), Уэлфел (Welfel, 1998, р. 9).

    Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики психотерапевта и консультанта-психолога. Обычно они включают следующие основные положения.

    1. Обеспечение конфиденциальности.

    2. Принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения, личного достоинства и ценностей).

    3. Осознание консультантом своей ограниченности.

    Рассмотрим подробнее эти правила.

    1. Принцип конфиденциальности дискутируется в профессиональной среде консультантов наиболее широко и остро, как в теории, так и в его практическом применении. При этом конфиденциальность рассматривается как обязательство выполнять договорённость с клиентом о том, что информация, полученная в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа. Соблюдение принципа конфиденциальности в психологическом консультировании является не только этическим, но и правовым понятием. Принцип конфиденциальности включает также невмешательство в личную жизнь как клиента, так и терапевта; правила ведения документации по консультированию; особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами; порядок консультаций у других специалистов; проблемы, связанные с исследованием и обучением. В связи с широтой и неоднозначностью широкого круга вопросов, относящихся к этому принципу, понятно, что он не может быть абсолютным. Основными критериями для его применения или не применения служат, во-первых, цели использования информации о клиенте (А), и, во-вторых, условия использования полученной в процессе консультирования информации (Б).

    А. В процессе заключения контракта с клиентом (в самом начале консультирования) оговаривается возможность и формы использования информации о нём в профессиональных целях. Сюда относится представление «случая» для супервизирования, предоставление описания встреч для учебных целей или для контроля деятельности консультанта и другое «открытие» информации о клиенте, цели которого оговариваются (обсуждаются) с клиентом.

    Б. При выборе условий и обстоятельств использования полученной в процессе консультирования информации критерием являются интересы клиента. Например, при одновременном консультировании разных членов семьи информация о них передаётся с их согласия во имя их блага. Так же, как и в первом случае, в ходе заключения контракта с клиентом последний информируется о возможных обстоятельствах, при которых не соблюдается конфиденциальность.

    Бесспорно, существуют границы соблюдения конфиденциальности, они описаны в литературе (Р. Кочюнас, Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) и др.:

    1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

    2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

    3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

    4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

    5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

    6. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

    7. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

    Наиболее часто в литературе указываются следующие условия и обстоятельства, ограничивающие соблюдение принципа конфиденциальности в консультировании (5):

    1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

    2. Преступные действия, совершаемые над несовершеннолетними (насилие, развращение, инцест и др.).

    3. Необходимость госпитализации клиента.

    4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    2. Второй принцип, принцип автономности, относится к типу отношений консультанта и клиента и постулирует соблюдение личных прав и свобод клиента. Он включает, прежде всего, профессиональную ответственность консультанта по отношению к его клиентам и их благополучию, например уважение особенностей клиента. Такое отношение проявляется на всех этапах консультирования, в каждой интервенции консультанта по отношению к клиенту: то, как консультант представляется, то, как он обращается к клиенту, как заключает с ним контракт на консультирование. Предоставление клиенту исчерпывающей информации об условиях консультирования, возможности выбирать направление и способы работы в процессе консультирования, ознакомление его с тем, что будет происходить и каковы границы конфиденциальности - всё это создаёт взаимные уважительные и доверительные отношения с клиентом. В этом случае у него не возникнет ощущения, что с ним что-то делают, что им манипулируют.

    3. Третий этический принцип консультирования - осознание консультантом своих границ. Он сконцентрирован на вопросах, относящихся к ответственности консультанта по поводу своей профессиональной компетенции. Он может касаться вопросов рекламы и экспертизы, профессиональных полномочий и ответственности перед обществом. В целях повышения осознанности этих вопросов консультанту рекомендуется делиться своим опытом с коллегами, работать с супервизором. При этом важно также отслеживать взаимное влияние консультанта и клиента. Консультант должен уметь определять меру помощи, которую может оказать клиенту. При недостаточной компетентности консультант обязан обращаться за помощью и супервизией к более опытным коллегам и в отдельных случаях даже отказаться от консультирования.

    Практикующий консультант, как и любой другой человек, не может претендовать на совершенство, он по-своему ограничен. Он не может рассчитывать на отличный результат с каждым клиентом. Как пишет Кочунас, «Честно говоря, с некоторыми клиентами вообще невозможно работать. Да и не нужно. Цель консультанта -- не стать специалистом по разрешению всех проблем, а помочь конкретному клиенту принять на себя ответственность за собственные проблемы. Не следует забывать, что какой бы ни была проблема -- неудачи в школе, алкоголизм или семейный конфликт, -- понять ее можно только при анализе переживаний человека. Обязанность консультанта -- понять клиента, а не найти ответы на вопросы, которые ставит перед клиентом жизнь».

    Понимая свою ограниченность, в рамках уже первой встречи ему следует решить, будет ли он продолжать работу с данным клиентом. В том случае, если консультант чувствует себя некомпетентным решать поднятые клиентом проблемы, либо проблемы клиента требуют специализированной помощи, или дальнейшей работе могут мешать еще какие-нибудь причины (например, личные), клиента направляют к другому консультанту. Наиболее частые причины направления клиента к коллегам, по мнению специалистов, следующие:

    1. Консультант не компетентен решать проблему, изложенную клиентом.

    2. Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.

    3. Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.

    4. Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.

    5. После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении (Кочунас: George и Cristiani (1990)).

    3. Следующий этический принцип - запрет на двойственные отношения. Как показывает практика, консультирование своих родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов нецелесообразно. Это связано с существующим в двойных отношениях конфликтом интересов и со сложностью разграничивать двойные отношения. Также это связано с развитием в отношениях клиента и консультанта явлений переноса и контрпереноса (подробнее они рассматриваются в следующем разделе пособия). Понимая специфику этих явлений и их влияние на такие «специальные» отношения, которыми оказываются отношения консультанта и клиента, можно понять, что переход границ «специальных» отношений в другой тип отношений, с одной стороны, нарушает их целительный характер, их «лабораторность», необходимую для исследования в их контексте проблем клиента. И с другой стороны, переход отношений «консультант-клиент» в личные или деловые приводит к тому, что они становятся направленными на удовлетворение тех или иных потребностей и желаний партнёров. При этом консультант теряет возможность занимать объективную и отстранённую позицию, являющуюся условием психологической и психотерапевтической помощи.

    Сексуальные отношения между консультантами и клиентами являются неприемлемыми ни с этической, ни с профессиональной точек зрения. Они основаны на злоупотреблении преимуществами роли консультанта и особенностями консультативных и терапевтических отношений.

    Все виды двойственных отношений в консультировании характеризуются уязвимостью клиента, «переносными» отношениями клиента к консультанту, зачастую с элементами идеализации. Все виды двойственных отношений между консультантом и клиентом изначально не равноправны и заключают в себе опасность эксплуатации клиента. Одна сторона в них (клиент) более уязвима, чем другая (консультант).

    Помимо перечисленных, в литературных источниках описываются и другие этические принципы консультирования. В них фокусируются цели и направленность работы консультанта. Это принципы: благоприятного воздействия (совершение добра и предотвращение вреда); принцип непричинения вреда (ненанесение ущерба); принцип действия в интересах клиентов. Реализации этих принципов достичь существенно сложнее, чем их декларировать. Опасность заключается в соблазне для консультантов распространять на клиентов свои личные ценностные ориентации и игнорировании их действительных потребностей и степени заинтересованности двигаться (или не двигаться) в том или ином направлении.

    Необходимость следования этическим принципам консультирования кажется, на первый взгляд, абсолютно понятной и простой для соблюдения. Однако в реальной практике встречаются объективные трудности их применения. В литературе описаны основные из них:

    1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

    2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором

    3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики (Кочюнас: George и Cristiani (1990)

    Именно упомянутые этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем.

    Например, в работе с клиентами, имеющими суицидные намерения, в противоречие входят обеспечение безопасности клиента и сохранение его автономии и права на свободное самоопределение. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности (Кочюнас: Beauchamp, Childress, 1983).

    В литературе обсуждаются сложные ситуации, например, как вести себя консультанту, если в ходе сеанса он узнаёт об асоциальном замысле клиента, если он наблюдает следы насилия или признания об инцесте от ребёнка, если родители просят рассказать подробнее о внутреннем мире своего скрытного подростка и многие другие.

    В некоторых странах (например, в США) несоблюдение психологом этических принципов может привести к лишению его диплома и права на практику.

    При подробном рассмотрении этических принципов консультирования становится понятным, что все они взаимосвязаны и взаимоперетекают друг в друга. Источниками информации, опорными пунктами для консультантов при принятии этических решений становятся свои морально-нравственные ценности, ориентация на этические стандарты и правовые прецеденты, супервизии и советы своих коллег, кодексы и справочники. Как для своего собственного благополучия, так и для благополучия клиентов консультантам очень важно быть хорошо информированными в области этики и морали.

    Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как складываются терапевтические отношения между клиентом и психологом. Основа этих отношений – доверие. Благодаря ему клиент делится с психологом тем, что ему важно и дорого, открывает свои переживания. От того, как специалист распорядится полученной в ходе консультирования информацией, иногда зависит благополучие и здоровье не только клиента и его семьи, но и других людей.

    Приведем наглядный пример. Виктория, 22 года, семь из них по настоянию мамы ходит к психологам. Симптомы – повышенная тревожность, приступы страха, сопровождающиеся удушьем. «Прихожу на сеанс просто «поболтать», ни о чем. Зачем я буду открывать душу психологам? Они потом все рассказывают моей маме! Я и не знала, что имею право на конфиденциальность!» Семь лет Виктория мучилась, испытывая приступы острой тревоги, семья девушки тратила деньги впустую, тревожное расстройство хронифицировалось – все потому, что консультирующие ее психологи нарушали принцип конфиденциальности.

    В результате подобных действий могут быть разрушены семьи, нанесен урон карьере и здоровью, обесценены результаты работы, да и сама идея психологического консультирования. Именно поэтому конфиденциальность присутствует во всех этических кодексах психологов и психотерапевтов.

    Первый этический кодекс психологов

    Первый этический кодекс психологов разработан авторитетной организацией – Американской психологической ассоциацией , его первая редакция появилась в 1953 году. Этому предшествовала пятилетняя работа комиссии по этическим нормам, на которой разбиралось множество эпизодов поведения психологов с точки зрения этики.

    Согласно кодексу, психологи должны защищать конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, и обсуждать вопросы ее защиты в начале терапевтических отношений, а если в ходе консультирования обстоятельства изменились, вновь вернуться этому вопросу. Конфиденциальная информация обсуждается только в научных или профессиональных целях и только с лицами, имеющими к этому отношение. Раскрывать информацию без согласия клиента можно лишь в ряде случаев, прописанных в кодексе. Основные моменты такого раскрытия связаны с тем, чтобы не допустить нанесения вреда самому клиенту и другим людям.

    Среди практикующих психологов в США очень популярен и этический кодекс Американской ассоциации консультантов .

    В США за нарушение можно поплатиться лицензией

    «Согласно этическому кодексу Американской ассоциации консультантов, публикация случая возможна только после того, как клиент прочитал текст и дал письменное разрешение либо детали изменены до неузнаваемости, – говорит Алена Прихидько, семейный терапевт. – Консультант должен обсудить с клиентом вопрос, кто, где и когда будет иметь доступ к конфиденциальной информации. Также психотерапевт обязан получать разрешение клиента на то, чтобы обсуждать его случай с родственниками. Вынос случая в публичное пространство без разрешения грозит как минимум штрафом, максимум – лишением лицензии . Психотерапевты в США дорожат своими лицензиями, ведь получить их непросто: необходимо сначала закончить магистратуру, потом 2 года отучиться в интернатуре, сдать экзамены, проходить супервизии, знать законы и этические кодексы. Поэтому сложно себе представить, что они будут нарушать этический кодекс и без разрешения описывать своих клиентов – например, в социальных сетях».

    А как у нас?

    В России пока не принят закон о психологической помощи, нет общего для всех психологов этического кодекса и крупных престижных психологических ассоциаций, которые были бы на слуху.

    Российское психологическое общество (РПО ) попыталось создать единый этический кодекс психологов. Он опубликован на сайте общества, и им руководствуются входящие в РПО психологи. Однако пока РПО не имеет большого авторитета среди профессионалов, далеко не все психологи стремятся стать членами общества, большинство ничего не знает об этой организации.

    В этическом кодексе РПО о конфиденциальности в консультативных отношениях сказано немного: «Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий». Понятно, что психолог и клиент должны согласовать условия разглашения конфиденциальной информации и далее придерживаться этих договоренностей.

    Получается, что в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики

    Этические кодексы психологов, созданные на уровне российских ассоциаций по направлениям психотерапии, также обязательны к применению только членами ассоциаций. При этом у некоторых ассоциаций нет своих этических кодексов, а многие психологи не входят ни в какие ассоциации.

    Получается, что на сегодня в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики. Зачастую профессионалы очень поверхностно понимают этические принципы , в том числе мало осведомлены и о принципе конфиденциальности. Поэтому все чаще можно увидеть, как популярные психологи описывают сессии, не получив разрешения клиентов, составляют перечни смешных клиентских запросов, а в комментариях к постам ставят диагнозы комментаторам.

    Что делать, если ваш случай стал достоянием общественности

    Допустим, информация о работе с вами была размещена психотерапевтом в интернете – например, в социальных сетях. Узнайте, в каком профессиональном сообществе состоит ваш психолог (если не выяснили этого перед первой консультацией).

    Если психолог состоит в профессиональной ассоциации, вы сможете предотвратить нарушения конфиденциальности в отношении других клиентов, а также нанести урон профессиональной репутации специалиста. Найдите сайт профессионального сообщества в интернете. Поищите раздел «Этический кодекс» и внимательно прочтите его. Составьте жалобу и обратитесь в этический комитет сообщества. Если вы не нашли кодекса и контактов этического комитета, обратитесь с жалобой напрямую к президенту сообщества.

    Под давлением коллег психолог будет вынужден пересмотреть свое отношение к профессиональной этике. Возможно, его исключат из общества, однако практики он в любом случае не лишится, поскольку деятельность психологов в нашей стране пока не лицензируется.

    Как не допустить нарушения принципа конфиденциальности

    Чтобы не допустить этических нарушений, нужно предпринять ряд действий еще на этапе выбора психолога.

    Важно, чтобы у консультирующего психолога были не только базовое психологическое образование, но и профессиональная переподготовка по одному или нескольким направлениям психотерапии. Также ему необходимо пройти личную терапию и регулярную супервизию у более опытных коллег, состоять в профессиональных сообществах.

    При выборе специалиста...

    ...попросите копии диплома о высшем образовании и свидетельств о профессиональной переподготовке.

    ...выясните, в каком профессиональном сообществе состоит психолог и кто его супервизор. Посетите сайт ассоциации, поищите своего специалиста среди членов общества. Ознакомьтесь с этическим кодексом ассоциации.

    ...спросите, как ваш психолог понимает принцип конфиденциальности . Задайте конкретные вопросы: «Кто кроме вас будет иметь доступ к конфиденциальной информации? Кто сможет узнать то, о чем мы будем говорить в ходе консультирования?» Адекватный ответ психолога в данном случае будет таким: «Возможно, я захочу обсудить ваш случай со своим супервизором. Как вы к этому относитесь?»

    Эти меры предосторожности помогут найти действительно профессионального психолога, которому вы сможете доверять и в результате работы с которым получите эффективную психологическую помощь.

    Принципы психологического консультирования.

    Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

    1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
    2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
    3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
    4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
    5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
    6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

    Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

    1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
    2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
    3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
    4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
    5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

    Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

    Известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

    Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.

    Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

    Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

    Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.

    Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

    • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
    • чувствительность к установкам и поведению других людей;
    • эмоциональная стабильность и объективность;
    • способность вызывать доверие других людей;
    • уважение прав других людей.
    • доверие к людям;
    • уважение ценностей другой личности;
    • проницательность;
    • отсутствие предубеждений;
    • самопонимание;
    • сознание профессионального долга.

    1. Личная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

    2. Социальная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

    3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние . Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

    Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

    Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

    Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

    Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

    Этические аспекты психологического консультирования.

    Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

    1. Консультант ответственен в своей работе:
    перед своим клиентом;
    перед членами семьи клиента;
    перед организацией, в которой он работает;
    перед общественностью (вообще);
    перед своей профессией.

    2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
    об основных целях консультирования;
    о своей квалификации;
    о приблизительной продолжительности консультирования;
    о целесообразности консультирования в данной ситуации;
    о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
    о границах конфиденциальности.

    Конфиденциальность:
    Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
    Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
    Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
    Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
    Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
    - преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
    - необходимость госпитализации клиента,
    - участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
    - повышенный риск для жизни клиента или других людей

    Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.

    Однако консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani (1990):

    1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

    2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

    3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики.

    Вообще этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем. Возьмем, к примеру, преамбулу новейшего этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов:

    "Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества".

    Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности (Beauchamp, Childress, 1983).

    Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм (подробнее об этом при анализе проблемы конфиденциальности). Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

    · об основных целях консультирования;

    · о своей квалификации;

    · об оплате за консультирование;

    · о приблизительной продолжительности консультирования:

    · о целесообразности консультирования;

    · о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

    · о границах конфиденциальности.

    Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

    Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюдения или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденциальность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт. Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.

    George и Cristiani (1990) выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

    Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) сформулировал семь основных правил, следуя которым можно установить такие границы:

    1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

    2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

    3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

    4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

    5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

    6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

    7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

    Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

    1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

    2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

    3. Необходимость госпитализации клиента.

    4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

    Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? После нашумевшего в США случая с Tarasoff, изрядно повлиявшего на определение пределов конфиденциальности, предпочтение отдается последнему варианту.

    В августе 1969 г. клиент Центра психического здоровья Poddar рассказал консультирующему его психологу, что собирается убить свою подругу Tatiana Tarasoff. Психолог сообщил об этом в полицию по телефону и дополнительно изложил обстоятельства дела в официальном письме начальнику полиции. Он указал на необходимость установить за клиентом наблюдение и госпитализировать его как социально опасное лицо. Полиция задержала Poddar для допроса, но вскоре отпустила в связи с недостаточностью улик. Некоторое время спустя эксперт, контролирующий квалификацию упомянутого психолога, выразил недовольство и потребовал, чтобы ему возвратили письмо, направленное в полицию. Письмо было уничтожено. Старший коллега потребовал от консультировавшего психолога не предпринимать больше никаких действий по отношению к этому клиенту. Родители потенциальной жертвы не были поставлены в известность о нависшей угрозе. Через два месяца Poddar убил девушку. Ее родители возбудили уголовное дело против служащих университета за то, что их не предупредили о возможном несчастье. Хотя нижняя инстанция суда иск отклонила, Верховный суд Калифорнии в 1976 г. вынес сотрудникам Центра обвинительный приговор за безответственность.

    Как утверждают Beauchamp и Childress (1983), приоритет конфиденциальности кончается там, где кому-то угрожает опасность.

    Другой важный этический принцип, который обсуждается столь же часто, как и конфиденциальность, - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

    Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна и нередко замалчивается. Holroyd и Brodsky в 1977г. опросили 1000 американских практиков психологического консультирования и психотерапии, имеющих докторскую степень. Половина из них были мужчины, а другая половина - женщины. Исследователи получили такие результаты:

    · эротические контакты и сексуальные отношения более часты между мужчинами-консультантами и женщинами- клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультантами и мужчинами-клиентами (0,6%);

    · консультанты, однажды перешагнувшие границу дозволенного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с клиентами (80% случаев);

    · 70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные связи с клиентами считают терапевтически ценными.

    Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность, На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. American Psychological Association. Ethical principles of Psychologists // American Psychologist, 1990. Vol. 45. P. 390-395.

    2. Beauchamp Т. L., Childress J. S. Principles of Biomedical Ethics. 3rd Ed. N. Y.: Oxford University Press, 1983.

    3. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall, 1990.

    4. Holroyd J. C., Brodsky A. Psychologists" attitudes and practices regarding erotic and non-erotic physical contact with patients // American Psychologist, 1977. Vol. 32. P. 845-849.

    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

    Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)