Так проблему бедности не решить

Инициативы об ускоренном уравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом стали преподноситься властями чуть ли не в качестве главного достижения их социальной политики. Вот, должны сделать вывод люди, это и есть реальная забота о том, как живет народ. Вот оно, свидетельство достижений неустанного внимания властей к уровню жизни трудящихся.

Что же, мера и вправду, казалось бы, замечательная. Неужели могут быть какие-либо сомнения? Могут, и у меня они есть.

Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы. Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).

Многие, наверное, не без оснований скажут: ну и пусть все эти решения связаны с выборами, лишь бы народ от этого выиграл. Но не только президентские выборы в марте 2018 года подтолкнули власти к такому решению. Была еще одна важная причина. Прошедший 2017-й был четвертым годом подряд, когда официальная статистика фиксировала падение реальных располагаемых денежных доходов населения. Представляете: с 2014-го по 2017-й уровень жизни населения непрерывно снижается: суммарно за эти годы реальные доходы упали примерно на 11%. То есть уж и кризис, как говорят власти, давно прошел, и экономика «набирает обороты», а уровень жизни людей падает. Спрашивается: кому и зачем нужен такой декларируемый экономический рост, если реальные доходы населения падают? Мне, например, это совсем непонятно, потому что убежден: экономический подъем без роста доходов населения не нужен.

Что же властям делать с этими «ножницами»: экономика вроде как растет, а население беднеет? Вот и решение: повысим МРОТ до прожиточного минимума, а потом еще ускоренно повысим… И никто не будет так уж сильно обращать внимание на падение реальных доходов населения. Но если в пропагандистском плане задача и вправду, похоже, решается, то содержательно, по существу - вряд ли.

Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.

История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!

И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.

То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом). Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте». Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.

Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога. Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь–октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.

Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.

Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.

Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже.

Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги - и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться. Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. Но мы также должны учесть, что и частный сектор (в той части, в какой его это коснется) также будет платить больше и страховых социальных платежей, и подоходного налога. В результате возврат государству суммарно составит примерно 35 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что государство действительно получит больше, чем потратит, и для повышения МРОТ с 1 мая 2018 года подобное утверждение также справедливо в полной мере.

Какие еще могут быть возражения против сказанного выше? Ну, к примеру, такие: у нас действительно есть миллионы людей, которые реально до 1 января 2018 года получали 7800 рублей в месяц, а с Нового года стали получать 9489 рублей в месяц - без всяких дополнительных «конвертов». Напомню, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей. То есть это не полставки, не четверть ставки, и речь не идет только о «голой» ставке оклада.

Конечно, работники, реально получающие одну лишь минималку, в России есть, и они выиграют. Но таковых не так уж много - вряд ли счет их идет на миллионы, как фиксирует официальная статистика.

Так что же, МРОТ вообще не надо подтягивать до уровня прожиточного минимума? Надо, конечно. Но требуется просчитывать реальные последствия для работников, ради которых все это вроде как и делается.

Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц - это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги...

Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности. Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили. Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума - правильная в принципе мера - вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

За последний год существенно увеличился минимальный размер оплаты труда (на 01.01.2018 он составлял 9489руб., с 01.05.2018 повысился до 11163руб., а с 01.01.2019 будет равен 11280руб.). В связи с этим в адрес редакции поступает множество вопросов о том, какие составляющие зарплаты должны быть не ниже установленного лимита, а какие — начисляться сверх «минималки». Ознакомим вас с новыми разъяснениями чиновников и судей на этот счет.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ ). Соответственно, если заработная плата сотрудников ниже МРОТ, она должна быть повышена. Возникает вполне справедливый вопрос: о каких составных частях заработной платы идет речь?

Обратимся к ст. 129 ТК РФ , в соответствии с которой заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

— компенсационные выплаты (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

— стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).

Из сказанного выше можно сделать вывод, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу ст. 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составляющими), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 ).

Однако из этого правила есть исключения.

Компенсация за работу в районах Крайнего Севера

Согласно ст. 148 , 315 — 317 ТК РФ оплата труда в особых климатических условиях должна осуществляться в повышенном размере. Конституционный суд в Постановлении от 07.12.2017 № 38П сделал важный вывод: районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 1 ст. 133 ТК РФ ) должны выплачиваться сверх МРОТ.

В частности, вывод суда был основан на следующем: вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно базироваться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. В то же время повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ.

В резолютивной части постановления КС РФ сказано, что оно окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Компенсация за вредные условия труда

Итак, вопрос с выплатой «северных» надбавок и порядком исчисления МРОТ решен. Однако по тексту мотивировочной части Постановления КС РФ № 38П прослеживается и другой вывод: при установлении системы оплаты труда нужно соблюдать в равной мере как норму, гарантирующую работнику, отработавшему полный месяц (выполнившему полностью трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила, установленные ст. 147 ТК РФ , согласно которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере (определения от 01.10.2009 № 1160О-О , от 17.12.2009 № 1557О-О , от 25.02.2010 № 162О-О и от 25.02.2013 № 327О ). То есть, по мнению КС РФ, доплата за «вредность» также должна начисляться сверх «минималки» (подчеркнем, что данный вывод проходит красной нитью по тексту постановления, но не является предметом спора).

Доплата за сверхурочную работу

Вопрос о том, должны ли доплаты за сверхурочную работу включаться в МРОТ либо начисляться сверх него, рассмотрели чиновники Минтруда (письма от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 , от 09.10.2018 № 142/В-808 ). По их мнению, с учетом того, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не должна включаться в МРОТ.

Иные компенсационные выплаты

Также Минтруд сделал вывод, что аналогичный подход следует применять при учете иных выплат компенсационного характера, например:

— за работу в ночное время (ст. 96 ТК РФ );

— за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ ).

Вместе с тем чиновники разъяснили, что если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то ее оплата учитывается в составе МРОТ.

Нужно учитывать положения региональных соглашений

Стоит отметить, что на уровне субъекта РФ устанавливается свой (региональный) МРОТ, который может быть равен федеральному или превышать его.

Обратите внимание

Региональный МРОТ не действует в отношении работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ ).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 — 8 ст. 133.1 ТК РФ , не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ, при условии что указанный работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Для справки

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения и подлежит обязательному исполнению ими (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ ).

Кроме того, региональными трехсторонними соглашениями субъектов РФ может быть установлен порядок определения МРОТ. Например, в силу п. 3.1.3 Московского трехстороннего соглашения на 2016 — 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей размер минимальной заработной платы в Москве (18742руб.) включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (норму труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии:

— со ст. 147 «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ТК РФ ;

— со ст. 151 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором» ТК РФ ;

— со ст. 152 «Оплата сверхурочной работы» ТК РФ ;

— со ст. 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» ТК РФ ;

— со ст. 154 «Оплата труда в ночное время» ТК РФ .

То есть в Москве названные выше компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ.

Таким образом, при решении вопроса о том, какие части заработной платы учитываются в составе МРОТ, а какие должны начисляться сверх него, учреждения должны ориентироваться на региональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Ответственность работодателя

Работодатели, не выполняющие требования трудового законодательства (в том числе в части установления размера заработной платы), могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ .

Кроме того, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности (Письмо Минтруда РФ от 09.10.2018 № 142/В-808 ). В соответствии со ст. 145.1 УК РФ выплата из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации (руководителем филиала, представительства или иного обособленного (структурного) подразделения организации) заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ наказывается:

— либо штрафом в размере от 100000 до 500000руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до трех лет;

— либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;

— либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Каждому работнику гарантируется заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (если на учреждение распространяется действие регионального соглашения по вопросам социально-трудовых отношений — не ниже регионального МРОТ). При этом надо учитывать, что некоторые компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. На сегодняшний день можно твердо сказать, что сверх МРОТ должна начисляться доплата на работу в особых климатических условиях (районный коэффициент и «северная» надбавка), поскольку данный вопрос решен на уровне Конституционного суда и не может трактоваться подругому.

Что касается иных компенсационных выплат (за работу во вредных условиях, работу в праздники и выходные, работу в ночное время и пр.), в настоящее время есть лишь рекомендации чиновников Минтруда на этот счет. По их мнению, эти доплаты также должны начисляться сверх МРОТ. Если работодатель не будет следовать названным рекомендациям, не исключены негативные последствия в виде штрафов.

Кроме того, все работодатели, подпадающие под действие региональных соглашений, должны соблюдать установленные ими требования.

С начала 2019 года МРОТ в России снова вырастет. Расчет МРОТ это ежегодное мероприятие и каждый год этот показатель растет.

Сейчас минимальный размер оплаты труда официально составляет 11’163 рубля, а его изменение повысит уровень зарплаты примерно на 117 рублей. С нашими ценами, цифра крайне невелика и вряд ли кто-либо будет радоваться и ожидать нового года ради этих денег. Но стоит отметить, что крайне малый процент россиян получает минимальную зарплату, а сам МРОТ больше используются для коэффициента вычета некоторых государственных выплат. А соответственно увеличению размеру выплат, увеличивается и размер пособий незащищенным слоям населения.

Всю информацию о следующем повышении МРОТ вы узнаете ниже в этой статье.

Когда будет следующее повышение МРОТ в России

Следующее повышение состоится 1 января 2019 года. Именно с этой даты начнет действовать новый МРОТ, хоть и утвердят его значительно раньше. МРОТ повысится на 117 рублей.

Изначально планировалось более значительное повышение именно 1 января, но в связи с выборами и предвыборным обещание Путина, 1 мая прошел первый этап повышения минимального размера оплаты труда, который сравнялся с прожиточным минимумом. Новое же повышение сделает минимальную зарплату выше необходимой для выживания суммы. Впрочем, все это только на словах, потому что для выживания и жизни необходима куда более значительная сумма нежели есть сейчас (11’163 рубля).

До какого уровня будет повышен МРОТ с 1 января 2019 года

Ранее повышение МРОТ индексировалось с помощью вычисления прошлогоднего уровня инфляции, а теперь же этот показатель напрямую зависит от необходимого прожиточного минимума. Это логично, потому что все социальные выплаты берутся из расчета именно показателя прожиточного минимума. Данные о расходах появляются в течении первого полугодия, а во втором все высчитывается и официально утверждается правительством.

Хотя пока уровень МРОТ на следующий год не утвержден на официальном уровне, его уже высчитали и практически со 100% вероятностью можно сказать, что он повысится на 117 рублей и будет равняться 11’280 рублям. Это хороший рост в сравнении с показателями 2017 года, когда МРОТ был в районе 7-8 тысяч.

Каждому гражданину России государством гарантируется оплата его труда при работе в любых организациях (ИП).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Власти устанавливают также и минимальный уровень заработной платы, которая должна выплачиваться ему (МРОТ).

Он устанавливается на федеральном уровне, но в некоторых субъектах федерации, в том числе и Москве, действует также и собственный размер МРОТ.

Главные понятия

МРОТ — это минимальный размер зарплаты, которая должна выплачиваться сотрудникам различных организаций и ИП за полностью отработанный день, работающим на условиях полного дня и недели.

В зарплату включают не только непосредственно оклад, установленный сотруднику, но и все дополнительные выплаты, связанные с оплатой труда (премии, надбавки и т. д.).

Долгое время размер МРОТ устанавливался лишь как совершенно условный показатель, непривязанный ни к каким исходным данным.

Но в настоящее время общероссийский уровень строго привязали к прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по стране.

Основной МРОТ устанавливается Правительством РФ. Его часто называют общероссийским или федеральным. Он определяет размеры различных пособий и других социальных выплат.

Ранее исходя из МРОТ рассчитывали также размер взносов ИП в страховые фонды. С января 2019 года эти два показателя перестали быть взаимосвязанными.

Законодательство РФ позволяет также регионам принимать решения относительно размеров минимальных зарплат.

Но они не могут установить данный показатель на территории субъекта федерации ниже, чем в целом по стране.

Кроме того, для введения региональной «минималки» требуется обязательное заключение специального соглашения между работодателями, профсоюзами и руководством субъекта РФ.

Замечание. Во многих регионах после повышения с 1 мая 2019 года региональные трехсторонние соглашения о МРОТ потеряли смысл и перестали действовать.

Но Москва и ряд других регионов сделали исключение и в них данные документы применяются, как и прежде.

Правовая база

ТК РФ устанавливается обязанность для организаций-работодателей и ИП платить своим сотрудникам зарплату не ниже «минималки», утвержденной на федеральном уровне с изменениями, внесенными .

Согласно данным законодательным актам размер федерального значения минимальной зарплаты устанавливается равным 11163 рубля.

Замечание. В соответствии с данными документами общероссийский МРОТ с 1 января 2019 года будет равен прожиточному минимуму в целом по РФ за II квартал 2019 г. для работающего населения. В дальнейшем этот показатель должен будет меняться ежегодно 1 января.

Заключенное между городскими властями, работодателями и профсоюзами трехстороннее соглашение МРОТ в Москве с 1 января 2019 года устанавливает на уровне 18742 рубля.

Данный документ подписывается на основании ТК и Закона города Москвы №4 от 11.11.2009. Столичное значение напрямую не привязано к ПМ трудоспособного населения.

Факторы при расчете

Москва традиционно является лидером из субъектов РФ по уровню МРОТ. Но это легко объяснимо ведь при его расчете соответствующая комиссия ориентируется на следующие факторы:

Размер прожиточного минимума Он выше в столице, т. к. обычно ее жителям требуются дополнительные расходы на транспорт, а также и цены на ряд товаров в МСК несколько выше, чем в регионах
Экономическая ситуация Большинство денег России крутится в столичном регионе и экономическая ситуация в нем несколько лучше, чем в целом по стране
Условия региона Тяжелых климатических условий в Москве нет, но зато есть другие проблемы – например, связанные с потерей времени в дороге
Законодательные ограничения Уровень МРОТ Московские власти, как и руководство других субъектов РФ могут исключительно повышать по сравнению с федеральным уровнем
Позиция работодателей и профсоюзов Задача руководства столицы найти наиболее сбалансированный вариант размера, устраивающий как организации, представляющие интересы работодателей, так и профсоюзы работников
Доходы бюджета субъекта федерации На бюджет Москвы традиционно приходится довольно значительная часть доходов, а значит у городских властей больше возможности удерживать относительно высокий размер зарплаты для бюджетников

Фактически размер МРОТ в Москве зависит больше всего от договоренностей между профсоюзами и работодателями.

В настоящее время интересы организации и предпринимателей из сегмента МСП фактически никто в комиссии ответственной за согласование размера «минималки» не представляет.

Размер общероссийского МРОТ полностью зависит от уровня прожиточного минимума, а значит от состава потребительской корзины и цен на включенные в нее товары.

В ПК для расчета ПМ выделяется 3 компонента и расчет их стоимости происходит раздельно по разным правилам.

Подробно эту информацию разберем в таблице ниже:

Составная часть ПК Что включается в компонент Порядок определения стоимости компонента
Продуктовый набор Минимум продуктов питания, позволяющих человеку получать необходимую энергию, витамины, микроэлементы. Никаких деликатесов в ПК для ПМ не включается Цены на продукты отслеживаются Росстатом , который предоставляет статистику по ним ежеквартально. На основе них, а также перечня и количества продуктов в составе ПК считается стоимость данного компонента
Непродовольственные товары Очень небольшое количество самой необходимой одежды, лекарства из списка жизнен необходимых, предметы первой необходимости, средства гигиены Стоимость установлена в процентах от стоимости продуктового набора при расчете ПК для общероссийского ПМ. Мониторинг цен отдельно на непродовольственные товары/услуги для этих целей не ведется
Услуги Коммунальные и транспортные услуги. В последнем случае имеются ввиду поездки на общественном транспорте -«-

Повышение с 1 июля

МРОТ в Москве устанавливается 1 раз в год. В остальное время он не меняется. Таким образом с 1 июля 2019 года «минималка» в Москве составит по-прежнему 18742.

Хотя прожиточный минимум власти столицы, как и руководство других регионов обязано пересматривать ежеквартально после получения соответствующих данных от Росстата.

Значение МРОТ за II квартал (будет применяться с 1 апреля) ожидается до конца июля 2019 года, за III квартал (будет действовать с 1 июля) – в октябре.

Действия работодателя при зарплате у сотрудников ниже показателя

Если работодатель столкнулся с ситуацией, что у его сотрудников при расчете зарплата оказывается ниже прожиточного минимумам, то согласно закону, он должен сделать доплату до уровня МРОТ.

Но перед этим надо уточнить несколько моментов:

Полностью ли отработан сотрудником месяц Если месяц отработан лишь частично, то вполне допустима ситуация, когда зарплата у него получится меньше МРОТ. При этом у работника в зависимости от ситуации может появиться право на получение выплат социального характера, например, пособия по нетрудоспособности, если он был на больничном
Правильно ли рассчитана зарплата для сравнения МРОТ В нее включается не только оклад, но и различные надбавки, премии и другие поощрения, имеющие отношения к оплате труда
Сравнивается с размером зарплата до налогообложения или после Правильным является первый вариант. После удержания НДФЛ (13%) на руки сотрудник может получить на самом деле и сумму меньше уровня показателя

Каждый работодатель должен понимать, что при выплате зарплаты ниже МРОТ он довольно сильно рискует. Это привлечет внимание ИФНС, а также и других контролирующих органов.

Может ли быть меньше

На самом деле не всегда работодатель обязан платить зарплату в размере не менее МРОТ.

Сотрудники, работающие по неполному дню, т. е. менее 8 часов или те, кто работает сокращенную неделю могут получать зарплату и в меньшем размере.

Подобные действия не запрещены законом и никаких негативных последствий для работодателя за собой не повлекут. Обычно подобные условия работы устанавливаются только для совместителей.

В остальных случаях работодатель рискует быть привлеченным к административной или даже уголовной ответственности.

Причем если второй вариант довольно мало вероятен, то первый при проверке трудовой инспекцией вполне возможен.

Приведем в таблице размеры штрафов для работодателей, выплачивающих зарплату меньше «минималки» в нарушение закона:

Работник получающий зарплату ниже МРОТ может по суду добиться выплаты всех недополученных сумм, а также компенсацию за их задержки. Этот момент также необходимо учитывать работодателям.

Видео: о повышении показателя

Госдума разрабатывает законопроект о повышении МРОТ до уровня 40 процентов от средней зарплаты по России. С таким предложением выступил вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.

«Есть подходы, прописанные, в частности, в рекомендациях Международной организации труда и Международного валютного фонда, что минимальная зарплата должна составлять порядка 40% от средней по стране. Мы сейчас работаем над текстом о поэтапном доведении МРОТ до отметки в 40% от официальной средней зарплаты», - говорит вице-президент Конфедерации труда РФ.

Законопроект планируют внести на рассмотрение Госдумы в июле 2018 года.

Прожиточный минимум — это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Также прожиточный минимум учитывает необходимые к уплате ежемесячные платежи и сборы. Сегодня в России есть прожиточный минимум для трудоспособного человека, для пенсионера и для ребенка.

МРОТ — это минимальный размер зарплаты россиян до вычета налога на доходы физических лиц. Работодатель не вправе платить меньше - за это его могут оштрафовать и даже привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, от МРОТ зависит размер пособий по беременности и родам тем, кто не имеет страхового (трудового) стажа.

Повышение МРОТ до 15600 рублей: в России с 1 мая 2018 года уже вступил в силу закон о повышении МРОТ

В России с 1 мая 2018 года уже вступил в силу закон о повышении МРОТ до 11 163 рублей. По данным Росстата, в 2017 году в стране среднемесячная начисленная зарплата установилась на уровне 39 085 рублей.

Проект закона был инициирован президентом России Владимиром Путиным после встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода, когда глава государства заверил, что МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму уже в начале мая этого года, а не с 1 января 2019 года, как это предусматривалось аналогичным законом, принятым Госдумой в декабре прошлого года.

Повышение МРОТ до 15600 рублей: МРОТ для индивидуальных предпринимателей

В России ИП обязаны уплачивать взносы в пенсионный фонд и фонды социального и обязательного медицинского страхования. Ранее при расчете этих взносов учитывался МРОТ. Его рост увеличивал и размер отчислений в фонды.

С 2018 года такие платежи «отвязали» от МРОТ. Принятые поправки в Налоговый кодекс обязывают ИП с годовым доходом до 300 тыс. руб. отчислять 26545 руб. в год на обязательное пенсионное страхование, а на обязательное медицинское - 5840 руб. ИП с годовым доходом выше 300 тыс. руб. должны дополнительно перечислять на пенсионное страхование 1% от суммы превышения, но не более 212 360 тыс. руб.