Из Петербурга в Рим

Луиза Андреас Саломе вообще-то из России. Родилась она в Санкт-Петербурге в 1861 году в семье русского подданного, но немца по происхождению Густава фон Саломе. Считала себя русской и просила называть себя Лёлей. Первая любовь 17-летней девочки, голландский пастор Гийо, читавший лекции в Петербурге, сокращает «Луизу» до «Лу» - имени, которому суждено прославиться.

Под его руководством Леля начала серьезно заниматься философией, историей религии, языками. Она поклонялась Гийо как Богу. А пастор в 1879 году сделал ей предложение. Девушка была тяжко поражена самой мыслью о возможности такого исхода их отношений - это была своего рода духовная катастрофа. На ближайшее десятилетие сексуальная близость станет для нее решительно невозможной.

Опрометчивый шаг Гийо послужил причиной страданий длинной череды мужчин, которые будут испытывать восторг от духовной близости с этой девушкой и отчаяние от её телесной холодности.


Леля фон Саломе прожила в России первые 20 лет своей жизни - именно здесь сложился её характер. И все же по странному стечению обстоятельств впереди её ждала слава в Европе и полная неизвестность на родине. В 1880 г. в сопровождении матери (отец умер в 1878) она едет в Швейцарию, слушает университетские лекции по философии - как и многие другие русские девушки того времени.

Из-за слабого здоровья, Лу переезжает в Италию, в Рим. Там она посещает курсы для эмансипированных женщин. Лу вообще восхищают бунтарки. Например, портрет террористки Веры Засулич она хранила до конца своих дней. Впрочем, быть революционеркой Леля не собиралась, как позже не собиралась быть феминисткой.


В Риме Лу попадает в кружок Мальвиды фон Майзенбург, приятельницы Гарибальди, Вагнера, Ницше, воспитательницы дочери Герцена. Один из преподавателей Лу также дружен с фон Майзенбург. Это Пауль Реё, друг Ницше и философ-позитивист. 32-летний Реё влюбился в Луизу и решил сделать ей предложение. Она отказала. Но как! Девушка предложила ему проект создания своеобразной коммуны с целомудренным житием, в которую бы входили молодые люди обоих полов, желающие продолжить образование. Она предлагает снять дом, где у каждого была бы своя комната, но у всех - общая гостиная. Реё идеей воодушевлен, но все же просит Лу выйти за него замуж. Она отказывается, она хочет быть только его другом. С коммуной ничего не выходит. Они пускаются в путешествие, посещают Париж, Берлин.

Отношения с Ницше

В 1882 г. Реё знакомит Саломе со своим другом Ницше, тогда ещё никому не известным философом. Ницше, покоренный и её интеллектом, и красотой, признался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Он предложил ей выйти за него замуж, но она снова ответила отказом и... пригласила жить вместе с ней и Паулем.

На свет появляется их дружеская «троица», занимающаяся интеллектуальными беседами, сочинениями и путешествиями. Впрочем, Ницше тоже просит её руки, и тоже получает отказ. Вопрос о сексуальных отношениях между ними остаётся достаточно неоднозначным. Примерно в это время 21-летняя Саломе фотографируется вместе с Реё и Ницше, запряженными в повозку, которую она погоняет кнутом.


Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Реё и Фридрихом Ницше (1882)

Ницше писал о ней: «Ей 20 лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок. Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления. Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, - не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении».

Ницше сам срежиссировал фотографию, где они с Паулем Ре запряжены в повозку, погоняемую этой «гениальной русской». Ницше сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя Лу то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного зла». Многие биографы утверждают, что именно Лу Саломе стала прообразом его Заратустры.

Расставшись с Ницше, Лу Саломе продолжала двигаться своим и только своим путем. В основном она вращалась в интеллектуальных кругах Европы среди известных философов, ориенталистов, естествоиспытателей. Она ловила себя на том, что её раздражал деловой, трезвый дух уходящего столетия, она явно тосковала по кантовскому и гегелевскому идеализму. Уже в 1894 году Лу Саломе написала серьезный труд «Фридрих Ницше в своих произведениях».


Труднее всего было заподозрить, что подобную книгу могла написать женщина - настолько все было объективно, четко, по делу. После выхода этой работы Саломе зауважали всерьез. Вскоре её начали печатать самые престижные журналы Европы, причем не только философские работы, но и художественную прозу. Так свет увидели «Руфь», «Феничка», сборник рассказов «Дети человеческие», «Переходный возраст», роман «Ма». Модные критики, такие как Георг Брандес, Альбрехт Зёргель или Поль Бурже, расхваливали её талант.

Замужество

В 1886 г. Саломе знакомится с Фридрихом Карлом Андреасом, университетским преподавателем, занимающимся восточными языками (турецким и персидским). Фридрих Карл был на 15 лет старше Лу и твердо хотел сделать её своей женой.

Чтобы показать серьёзность своих намерений, он предпринял на её глазах попытку самоубийства - вонзил себе в грудь нож.


После долгих раздумий Лу соглашается выйти за него замуж, но с одним условием: они никогда не вступят в сексуальные отношения. В течение 43 лет, прожитых вместе, как утверждают биографы, тщательно изучившие все её дневники и личные документы, этого так никогда и не случилось. При этом и Фридриха, и Лу то и дело посещали молодые любовники, а служанка родила от мужа Луизы ребёнка. В 1901 г. погибает Пауль Реё в горах, без свидетелей. Невыясненным остается, был ли это суицид или несчастный случай.


Луиза Андреас Саломе с мужем

Первым очевидным любовником становится Георг Ледебур, один из основателей социал-демократической партии в Германии и марксистской газеты «Форвартс», в будущем - член рейхстага, с которым она познакомилась в 1892 г. Утомившись скандалами и от мужа (который пытается покончить с собой) и от любовника, Лу бросает их обоих и в 1894 г. уезжает в Париж. Там одним из её многочисленных любовников становится писатель Франк Ведекинд. Несмотря на неоднократные предложения руки и сердца она никогда не помышляла о разводе, всегда первая бросала мужчин.


Георг Ледебур

В 1897 г. 36-летняя Саломе знакомится с начинающим поэтом, 21-летним Рильке. Она берет его в две поездки по России (1899, 1900), учит его русскому языку, знакомит его с психологизмом Достоевского и Толстого. Рильке, как и многие другие возлюбленные Лу, живёт с нею и Андреасом в их доме. Он посвящал ей стихи, по её совету поменял своё «женственное» имя - «Рене» на более жёсткое - «Райнер», его почерк меняется и становится практически неотличимым от её манеры писать. Через четыре года Лу уходит от поэта, так как он так же, как и многие её любовники до него, хотел, чтобы она подала на развод.

«Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», - говорил Рильке.

Друзьями они останутся на всю жизнь. До самой его смерти в 1926 г. бывшие любовники переписывались друг с другом.


Райнер Мария Рильке

С Фрейдом

Лу Саломе была увлечена психоанализом, сама его практиковала, работая с пациентами. В 1911 г. Лу принимает участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре. Там она знакомится с Зигмундом Фрейдом. На тот момент было уже 50. Они становятся друзьями на следующую четверть века. Фрейд, со свойственной ему чуткостью, не заявлял на неё собственнические претензии, что и не привело к обычным для неё разочарованиям в мужчинах.


Зигмунд Фрейд

В соавторстве с Анной Фрейд она задумывает учебник о детской психике. С 1914 она начинает работать с больными, оставляя ради науки беллетристику (она написала 139 научных статей). Поселившись вместе с мужем в Гёттингене, она открывает психотерапевтическую практику и много трудится.

Нацисты

Всю жизнь Лу высокомерничала с политикой, но с приходом Гитлера к власти в 1933 году не замечать творившегося вокруг стало уже невозможно. Манифестации, шествия и митинги молодых нацисты по всем немецким городам, бесконечно звучавшее в ушах «Хайль Гитлер!», невыносимые выспренные речи о превосходстве арийской расы, набирающий силу антисемитизм...

Однажды к Лу в ужасе прибежала её приятельница Гертруда Боймер с криками: «Эти черные (имелись в виду нацисты) рыщут по психиатрическим больницам и хотят переписать всех больных шизофренией; говорят, потом их всех уничтожат!» Саломе не поверила, и они кинулись к знакомому главврачу геттингенской клиники. Тот подтвердил информацию - врачи на свой страх и риск прятали от нацистов истории болезни. Излагая свои взгляды на воспитание будущих воинов Третьего рейха, Гитлер уже тогда был предельно откровенен. «Моя педагогика сурова - слабый должен погибнуть!» Вскоре это стало официальной политикой режима: все шизофреники должны быть физически уничтожены.


Началось наступление и на психоанализ. Книги Фрейда в Германии сжигались, к его друзьям и соратникам, как и к психоаналитикам вообще, приходить стало опасно. Лу Саломе, которой было уже за 60, друзья уговаривали уехать из страны, пока не поздно. Вскоре пришла еще одна тревожная новость: сестра Ницше, Элизабет Ферстер-Ницше, вышедшая замуж за нациста Ферстера, состряпала на Лу Саломе донос о том, что она, во-первых, «финская еврейка» и, во вторых, якобы извратила наследие ее брата, которого Элизабет всячески стремилась сервировать властям как духовного отца фашизма. Видно, за столько лет ненависть Элизабет Ферстер к Лу Саломе нисколько не уменьшилась.

Сестра Ницше так ненавидела Лу Саломе , что написала на неё донос

Она умерла в возрасте 76 лет в 1937 году, пережив многих своих любовников.

«Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, - писала она незадолго до смерти, - мы все равно должны её приветствовать. Кто боится страданий, тот боится и радости».

Нацисты сожгли её библиотеку сразу после её смерти.

После своей смерти Она не хотела ни торжественно-лицемерных речей, ни подобающего памятника... На плите, под которой покоится ее прах, нет ни имени, ни дат жизни... Казалось, она хотела стереть свое имя из памяти истории, не придавая значения тому, кем она была для других. Возможно ли это?

Возможно ли вычеркнуть ее имя из жизни великого Фрейда – отца современного психоанализа, с которым ее связывало 25 лет дружбы? Реально ли забыть и то, что иной великий мудрец – Ницше, был влюблен в нее, предлагая ей руку и серде? И именно ей посвятил своистихи великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке:

Кстати, эти и иные многочисленные поклонники, которым она вскружила голову – всего лишь чисто внешняя маска, о которой часто пишут, не заглядывая, к сожалению, глубже. И забывают при этом, что Она стоит у истоков современного психоанализа, являясь автором двадцати художественных книг и около ста двадцати критических статей по философии, религии, искусству, психоанализу, написанных как по-русски, так и по-французски и немецки.

ЛУИЗА ФОН САЛОМЕ

Да, мужчины, играли не маловажную роль в ее жизни. И три составные ее необычного имени - Лу Андреас Саломе она сохранила в память о тех, кто оставил наиболее важный след в ее судьбе. Первым, кто боготворил её со дня рождения и чье имя она носила всю жизнь, был её отец - генерал Густав фон Саломе. Несмотря на немецкую приставку «фон», он родился в России и не забыл того, как его предки, протестанты по вероисповеданию, кочевали по Европе. Сначала в страхе перед очередной Варфоломеевской ночью, а затем и перед революцией 1789 года. Именно тогда они и покинули Францию, пересекли Германию и страны Балтии и, наконец, нашли убежище в России. В ту эпоху она приютила многих эмигрантов из Европы, независимо от их вероисповедания.

Генерал Г. фон Саломе богат, сделал неплохую карьеру при дворе Александра II и его дом, выходящий окнами на Зимний дворец, славится своим гостеприимством и некоторым либерализмом. В 1861 году ему исполнилось 54 года, когда жена, моложе его на 15 лет, родила долгожданную девочку после шести сыновей. Её нарекли, как и мать, Луизой. А дома, среди близких и друзей – Лёля, Лёлечка. Единственная дочь, младшая в семье, окруженная братьями, любимица отца, она росла в атмосфере поклонения с самого детства. Братья были одновременно ее рыцарями, защитниками и слугами, которыми она повелевала, а отца она боготворила. С ним устанавливаются необычные для девочки отношения, основанные на полном доверии и восхищении им. Сюда не было входа даже матери.

Это были ее первые поклонники, которые и сформировали ее представление о мужчине – защитнике. Намного позже она скажет: «Весь мир казался мне населенным братьями» - слова, которые многое объясняют в ее судьбе.

Конечно же, её баловали, но не только. Она получила хорошее образование, свободно говорит по-французски и немецки. Её интересует все, и культура, и политика, а террористка Вера Засулич становится ее кумиром.

Свое первое жизненное испытание она познала рано, в 1878 году, когда умер отец. Она потеряла своего самого верного поклонника. Несколько месяцев спустя, все еще под впечатлением его смерти, она заходит в часовню голландского посольства, где ведет службу пастор Гийо, известный в Санкт – Петербурге своим необычным, глубоко психологическим трактованием Библии. Под впечатлением его философско-теологических речей, не имевших ничего общего с традиционными церковными проповедями, она решила написать ему. Попытаемся ее понять. Ей 17, психологически сложный возраст. Она инстинктивно ищет того, кто поможет ей заполнить образовавшуюся в ее жизни пустоту и, под впечатлением оригинальных проповедей пастора, ей кажется она нашла то, что искала. Он становится её духовным наставником и, наконец, это возраст, в котором влюбляются, а перед ней умный и еще достаточно молодой мужчина. Так, постепенно, начал вырисовываться образ предпочитаемых ею мужчин. В дальнейшем она всегда испытывала определенную слабость к интеллектуалам.

Но пока ей всего 17. Вместе с пастором Гийо она начинает осваивать азы философии: Руссо, французские моралисты, Кант, Спиноза - серьезное чтиво, рассчитанное для умудренных опытом мужей, но не как не для молоденькой барышни. Пастор Гийо помогает ей разобраться в этих философских премудростях, Луиза фон Саломе завороженно слушает своего нового кумира, впитывая его неординарные мысли. Сначала это были занятия по теологии и философии, превратившиеся со временем в глубоко личные беседы. Вероятно, пастор был первым, кто заметил у своей подопечной особый, рационально-философский склад ума, который в будущем покорит не одно мужское сердце. И, как ни странно, пастор Гийо стал первым. Учитель влюбляется в свою ученицу и хочет придать их занятиям, остававшимися тайными в течение двух лет, более официальный характер. Импульсивная Луиза рассказывает об этих встречах матери, приведя ее в шок, а пастор готов к тому, что бы развестись и попросить ее руки. Что-то привлекло его, сорокадвухлетнего, умудренного жизнью, отца двух детей к этой юной, еще не сформировавшейся душе, но уже с неординарными задатками.

Казалось бы, романтическая история со счастливой развязкой. Но рациональный ум нашей героини подсказывает ей обратную сторону «медали». Она достаточно реально смотрит на жизнь, перед ней есть опыт ее семьи, в которой авторитет отца был непререкаем... Этого ей достаточно, чтобы понять, что любовь и брак – это соеобразная угроза свободе и независимости женщины. Идея мудрая, но, согласитесь, необычная для девушки второй половины ХIХ столетия.

Но так уж была устроена Луиза фон Саломе. И шаги, предпринимаемые пастором Гийо по пути их официального сближения, ее пугают. Она не этого ждет от мужчины. В этот период ей нужен был просто друг-поклонник, каковыми были ее отец или братья. Она не думает ни о браке, ни о сексуальной близости и интуитуитивно чувствует, что найдя мужа, она может потерять друга. ... Разрыв с пастором становится очевидным, что не помешало ей в своих Мемуарах назвать его своей «первой большой любовью». Кстати и имя - ЛУ, которое она сохранила и под которым она вошла в историю, пришло к ней от пастора Гийо. Иностранец, он так и не научился правильно произносить русскую, уменьшительно – ласкательную форму ее имени, Лёля, заменив ее на Лу. Так, благодаря ему, Луиза фон Саломе превратилась в Лу Саломе. Для неё начинается новый этап в жизни, в который она входит именно под этим именем.

ЛУ САЛОМЕ

В 1880 году Лу, сопровождаемая матерью, едет учиться в Швейцарию. Беседы с пастором Гийо не прошли даром - она становится слушательницей философско-теологического факультета и параллельно посещает лекции по истории искусства. К сожалению, у Лу слабые легкие, климат Швецарии не совсем благоприятен для ее здоровья и в 1882 году они переезжают в Рим, где знакомятся с Мальвидой фон Мейзенбух. Эта неординарная 65-летняя женщина знавала многих европейских знаменитостей, среди которых Гарибальди, Вагнер, Лист, Герцен. В Риме вокруг нее образовался особый круг интеллектуалов, куда входили также Фридрих Ницше, о будущей славе которого еще никто не догадывался и его друг, молодой философ-моралист – Пауль Рэ. Знакомство с последним произошло при необычных обстоятельствах. В один из вечеров, проиграв в казино, Пауль Ре появляется в салоне Мальвиды, чтобы одолжить у нее деньги. В тот момент на его лице смешалось все: стыд, ироничная улыбка над самим собой, ум, доброта. Именно таким он и запечатлился в памяти Лу, которая сразу же вступает с ним в сверхинтеллектуальную беседу, закончившуюся длительной ночной прогулкой по Риму. И, как результат, в очаровательной головке Лу рождается оригинальный проект создания своеобразной интеллектуальной коммуны, куда входят молодые люди, желающие приобщиться к культуре и философии. Казалось бы, ничего особенного – встречи типа тех, что организовывает Мальвида фон Мейзенбух, только для более молодого поколения. Но Лу идет дальше. Зная о скором отъезде матери и предстоящей самостоятельности, она предлагает снять дом, «наполненный книгами и цветами», недалеко от университета, для нескольких человек. Неважно, это мужчины или женщины. Каждому принадлежит своя комната, но есть и общая гостинная для встреч и дебатов между собой и для всех тех, кто желает к ним присоединиться. Госпожа Саломе в очередном шоке от идеи дочери, а молодой Рэ прельщен. Остается только найти единомышленников. Он пишет два письма – своему другу Ницше, спрашивая его мнения, и матери Лу, спрашивая руки ее дочери...

Гнев Лу был искренен. Она сказала свое категоричное «нет»: она не может стать его женой, она хочет быть его другом. У Рэ нет выхода. Чтобы остаться с ней, он должен принять ее жизненные принципы. В течение последующих лет он так и останется рядом, не претендуя на роль мужа или любовника.

Трудно понять ее менталитет сейчас, а что уж говорить о 80-х годах ХIХ века? Лу упряма и своенравна. Выросшая среди умных мужчин, каковыми были ее отец и братья, любивших ее без намека на интимную близость, в молодости она так же продолжает искать друзей среди мужчин-интеллектуалов, особо не задумываясь над своей природной женственностью, провоцировавшей любовь и сексуальность сильной половины человечества. Весь мир по-прежнему кажется ей неселенным братьями.

В этом же 1882 году она знакомится с Ницше. Знаменитая встреча, состоявшаяся в Риме, в соборе Святого Петра, во время которой Ницше спросил: «Какие звезды свели нас вместе?». Он удивлен одаренностью «этой молодой русской», поражен её философским складом ума и покорен ее женственностью. Ему кажется, что наконец-то он встретил свой идеал. Под впечатлением этого знакомства у Ницше возникает замысел необычного романа, вошедшего, в дальнейшем, в мировую сокровищницу под названием «Так говорила Заратустра». Исследователи его творчества полагают, что именно Лу стала прообразом главного персонажа. Для Лу эта встреча также не прошла бесследно. Она признается, что попала под его «неизбежное очарование», а чуть позже у нее появляется желание писать.

Так родилась эта «троица » с их излияниями чувств и философскими дуэлями, с чтением и обсуждением их первых литературных проб, путешествиями и перепиской. Лу по-прежнему мечтает об отношениях, основанных на духовной близости, а Ницше, сначала через Рэ делает ей первое, а чуть позже лично - повторное предложение. И опять отказ. Обоим поклонникам она предлагает только свою дружбу, без всякого намека на любовь или интимную близость. Размышления Лу по этому поводу лягут в дальнейшем в основу ее философского трактата «Опыт дружбы».

Все остальные, даже Мальвида фон Мейзенбух, относятся к их проекту жизни втроем с иронией и долей скептицизма. Слишком много отрицательных клише навешивало общество в то время на незамужнюю женщину. Но своенравная Лу безразлична к общественному мнению. Дабы избежать ненужных подозрений, она знакомится с матерью Пауля Рэ и с сестрой Ницше – Элизабет. Чуть позже, в память об их проекте они фотографируются. Уникальная фотография, представляющая современникам знаменитую «троицу». Композиция очень необычна. На первом плане Пауль Рэ и Фридрих Ницше, запряженные в повозку, в которой сидит Лу. Она сделала забавную рожицу, в одной руке у нее вожжи, а в другой кнут, которым погоняет двух философов. В этот период Лу - 21 год, Рэ – 32, а Ницше – 38. Группа снята, по предложению Ницше, на фоне одной из гор Альп с символическим названием Юнгфрау, что в переводе с немецкого означает девушка, девственница, символизирующей неприступность Лу, в которую не все верили. Но это была правда – ее сексуальность, о которой так много пишут, проявилась значительно позже.

Идея композиции принадлежит Ницше, который в тот момент, конечно же, не догадывался о том, что эта фотография послужит поводом его разрыва с Лу. В зависимости от уровня чувства юмора, фотографию можно воспринимать с улыбкой или с долей иронии, но у сестры Ницше она вызвала ярость. Ревнуя брата, Элизабет ставит ультиматум: его семья или Лу. Ницше выбирает Лу, но это никак не повляло на отношения с его избранницей. Они становивятся все более сложными. Забыв об истиной дружбе и их проекте, он, чисто по-мужски, ревнует ее к Рэ. В это же время Элизабет пишет Лу злобное письмо, настраивает против нее общих друзей и знакомых и наша идеалистка благородно уходит в сторону.

Итак, это был крах ее утопического проекта об идеальной дружбе между мужчиной и женщиной, разбившегося о такие банальные вещи, как любовь, непонимание, ревность. Но Лу оптимистична - жизнь продолжается.

В 1884 году она начинает работать над своей первой книгой. Пока для нее это лишь времяпровождение, проба сил. Рядом с ней остался влюбленный Пауль Рэ, которого она по-прежнему воспринимает как друга, не более. А он? Он готов ждать, задавая себе вопрос, кому и когда она уступит? Он глубоко обижен, узнав, что Лу выходит замуж. Она пытается объяснить ему, что в их отношениях ничего не изменится, что они останутся по-прежнему друзьями, но в мужском сознании любовь к женщине и дружба с женщиной это не одно и то же. Безнадежно влюбленный, он погиб в горах при странных обстоятельствах, напоминающих самоубийство.

А Лу в 1887 году познакомилась с Фридрихом Карлом Андреасом – профессором университета, специалистом по восточным языкам. Родившись и проведя детство на Яве, впитав в себя две культуры – западно-европейскую и восточную, он был сделан из другого теста, нежели ее предыдущие воздыхатели. Предложив ей руку и сердце и видя, что она продолжает держать его на дистанции, он, у неё на глазах, во время одной из бесед, вонзил себе нож в грудь. История была замята, а Лу неожиданно принимает его предложение. Интересно понять женщину, рьяно выступаюшую против любви и брака, отказавшую таким блестящим умам, как Ницше и Рэ и которая неожиданно соглашается выйти замуж. Очередная и далеко не единственная загадка в судьбе Лу, превращающейся в Лу Андреас-Саломе.

ЛУ АНДРЕАС – САЛОМЕ

В любом случае, они стоили друг друга. Особо на обращая внимание на его попытку самоубийства, Лу, сразу же после свадьбы объявила мужу, что не хочет иметь детей, следовательно, и интимные отношения ни к чему. Что толкнуло ее на этот шаг по отношению к Андреасу? Шантаж с самоубийством, которым он пытался влять на нее? Пятнадцать лет разницы в возрасте, напоминающие ей о пасторе Гийо? Некоторое разочарование в мужчинах после краха ее проекта об интеллектуальной коммуне? Отсутствие эротизма с его стороны или ее новые идеи, направленные против лицемерия, господствующего в семейных отношениях в то время? Она обогнала свою эпоху, выдвинув тезисы о том, что у женщины тоже есть право выбора, женщина, как и мужчина, должна любить и испытывать оргазм, что ребенок должен быть осознан и желаем в семье. Эти и многие другие идеи в дальнейшем лягут в основу ее книги «Эротика», ставшей в свое время бестселлером.

Что касается себя лично, она признается, что не готова быть матерью. Андреас соглашается со всем в надежде, что со временем она изменится. Но не тут то было! В течение сорока трех лет, которые они были женаты, она не разу не уступила ему. По крайней мере так утверждают все ее биографы, тщательно изучавшие ее личные дневники, переписку с ближайшими друзьями, иные документы.

В любом случае, наконец-то в ней проснулась женщина - импульсивная, эмоциональная, а порою и провокационная. Она окружена поклонниками, многие из которых стали ее любовниками. Большинство из них были моложе её и она всегда бросала их первой. Итак, она была далеко не фригидна, как можно было бы предложить во время ее знакомства с Рэ, Ницше или Андреасом.

Её сексуальность, которой она так долго пренебрегала, разбудил Георг Ледебур – политический деятель, будущий депутат парламента. Они познакомились в 1892 году, в Берлине. Сначала она пыталась сопротивляться незнакомым ей ощущениям, но его обаяние, сердечность и нежность победили. Лу была покорена его мужской твердостью и необычайной чувствительностью, позволившей ему проникнуть в её, тщательно скрываемую от всех тайну. Однажды он сказал ей - замужней даме: «Вы не женщина, Вы еще девушка». Он привнес очень необходимый элемент в ее существование, она, наконец, научилась жить полноценной жизнью, интеллектуальной и сексуальной. Андреас в гневе, устраивает сцены и, как всегда, его основным оружием были слезы и нож. Своеобразный шантаж, которым он хотел подчинить сильную натуру Лу, на этот раз ничего на дал. Она впервые поднимает вопрос о разводе, Андреас – против. Назревал труднорешаемый конфликт, как с Андреасом, так и с Ледебуром, который любит Лу и не хочет оставаться на вторых ролях.

Но Лу слишком независима, чтобы терпеть условия, выдвигаемые её двумя мужчинами. Она бросает их обоих и в начале 1894 года уезжает в Париж. Да, в семейной жизни она была вынуждена подчиниться желанию мужа, исключавшего всякую идею о разводе, взамен она защищает свое право на интеллектуальную и сексуальную свободу.

По ее дальнейшим многочисленным флиртам и любовным связям в течение десяти лет можно изучать географию Европы. В Париже ее любовником становится драматург Франк Ведкинд; Ричард Бир-Хофман в Вене; доктор Савелий из России; профессор медицины Пинелес из Венского университета, искренне желавший на ней жениться. Но Лу устала думать о разводе, избегая лишних конфликтов с Андреасом.

В конце 90-х годов XIX в. она уже достаточно известна в литературном мире. Лу Андреас - Саломе автор философского трактата «В поиске бога», книг, посвященных Ф. Ницше и Г.Ибсену, повестей «Руфь» и «Фенечка». И именно в этот период в ее жизни появляется Райнер Мария Рильке.

Май 1897 года. Театральная ложа, Лу с несколькими друзьями смотрят новую постановку. Среди них и Рильке, который хочет познакомиться с известной писательницей. После спектакля все вместе ужинают в ресторане. Она – умудренная опытом тридцатипятилетняя женщина, он – начинающий поэт, которому 21 год. Чувства, вспыхнувшие в их душах спустя некоторое время после этой встречи, были неожиданны, страстны, неконтролируемы. Кем она стала в жизни молодого поэта, с которым ее разделяет 14 лет? По словам Фрейда, Лу была для него «одновременно музой и внимательной матерью». Очередная труднообъяснимая тайна... Не реализовавшийся её материнский инстинкт или не рализовавшаяся в юности первая романтическая любовь? В любом случае, эта связь оставила неизгладимый след как в его, так и в ее судьбе. Именно ему и никому более она показала страну своего детства – Россию. Благодаря ей происходит становление Рильке как поэта, окунувшегося в глубоко психологическую культуру Достоевского, Репина, Толстого, с которым они встретились в 1899 и 1900 годах. Она организовывает путешествие по Волге, знакомит его с Москвой, Петербургом, Киевом. Все это в дальнейшем вдохновит Лу на создание одного из самых известных ее романов «Родинка».

Россия объединила их, стала их общей любовью. Вспоминая об этом, Рильке напишет: «Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь». Вдохновленный знакомством с российской культурой, он продолжает: «Чем я должен России? Она сделала из меня то, что я есть...». А Лу уже давно не ищет чисто духовной связи. Но с Рильке она впервые поняла, что такое настоящая любовь, основанная на физической близости и духовном единстве... Их связь продлилась четыре года. Возможно, это была лишь иллюзия счастья, о котором она мечтала... Возможно, она не хотела стареть в его глазах, но в конце 1900 года она расстается с поэтом. Как всегда первая, оставив на память о себе эти чудные строки:

Нет без тебя мне жизни на земле.
Утрачу слух - я все равно услышу,
Очей лишусь - еще ясней увижу.
Без ног я догоню тебя во мгле.
Отрежь язык - я поклянусь губами.
Сломай мне руки - сердцем обниму.
Разбей мне сердце - мозг мой будет биться
Навстречу милосердью твоему.
А если вдруг меня охватит пламя
И я в огне любви твоей сгорю -
Тебя в потоке крови растворю. (пер. А. Немировского)

Последующие годы были полны творческих замыслов и импровизаций на самые различные темы: религия, литература, театр, женщина в обществе, эротика. Они пишет по-немецки и французски, печатаясь в самых известных журналах Европы. Появляются также многочисленные статьи по российской истории, религии, искусству. Считая себя «наследницей русского дворянского рода», она живо откликается на все культурные события России.

И все эти годы рядом с ней был Андреас. Позади остались его слезы и сцены, ничего не меняющие в их отношениях. Удивительный муж, знавший о всех ее увлечениях. Нет, это не были любовные авантюры или похождения женщины, желающей тайно развлечься на стороне. Она ничего не скрывала в своей личной жизни и она никогда не жила за счет мужчин. Скорее это было выражение ее независимости от мужа, не соглашавшегося на развод. Он ей многое прощал, впрочем, как и она ему. Кажется, она начала понимать насколько, порой, была жестока с Андреасом, лишив его обыкновенного семейного и отцовского счастья. И, возможно, это она толкнула его к внебрачной связи с их служанкой, от которой у него в 1905 году родилась девочка. Реакция Лу на это событие, как всегда, не ординарна. Она оставляет малышку в их доме, с интересом наблюдая за своим мужем, превратившемся в отца ребенка, рожденного не от нее. В ней явно просыпался психоаналитик.

Пойдет несколько лет и она будет рассматривать эту девочку как свою внучку, а еще через несколько лет она удочерит её, и именно малышка Мари - внебрачная дочь Андреаса, будет рядом с ней все последующие годы, до последних минут ее жизни, ухаживая и искренне любя ее. Мудрому Андреасу удалось прмирить этих двух женщин. (А как бы мы прореагировали в такой ситуации, узнав, что у мужа родился ребенок на стороне?).B эти же годы в ее творчестве появляется новая тема детства. Она пишет истории для детей на рожденственские сюжеты, ее также интересует восприятие детьми религии и искусства. И в дальнейшем она не раз будет возвращаться к этой теме.

Ей исполнилось 50, когда в 1911 году она познакомилась с Фрейдом во время работы съезда психоаналитиков в Веймаре. Первое, что ее поразило - это улыбка, с которой он приветствовал Лу, ироничная, но в то же время искренняя. Что-то ему подсказывало, что в ее лице он найдет преданного союзника и сторонника его новаторских идей. А Лу все больше интересует психоанализ и именно в эти дни она напишет: «Когда я возвращаюсь к моему прошлому, у меня появляется ощущение, что я жила в ожидании психоанализа с самого детства». Она многому научилась у Фрейда, сначала как сторонница его идей, затем - как его ученица и, наконец, он становится другом, с которым ее связывало 25 лет дружбы. Она вхожа в семью, знакома с женой и матерью Фрейда, но самые теплые чувства в ней вызывает его младшая дочь – Анна.

Ее отношения с Фрейдом строятся на глубоком взаимопонимании, восхищении друг другом, интеллектуальной и духовной близости. Казалось, Лу, наконец, осуществила то, о чем мечтала с Рэ и Ницше. Но в отличие от них, Фрейд ничего не ждал от нее.

Она ценила в нем первооткрывателя психоанализа. Он видел в ней исключительную женщину, талантливую писательницу, автора нашумевшей «Эротики», выдержавшей в Европе пять переизданий. Он не забывал и о том, что она с такой типичной немецкой фамилией, все-таки родилась в России, оставаясь русской, с присущим для этой нации самокопанием. Возможно, именно это и помогло ей в освоении психоанализа, в коем она преуспела. На основе материалов о детях, за которыми она наблюдает, Лу начинает работу над учебником о детской психике, задуманного в соавторстве с Анной Фрейд. По признанию некоторых французских психологов, в отдельных вопросах, посвященных бисексуализму, она даже обогнала Фрейда.

Итак, из плодовитого теоретика, автора ряда статей по психоанализу, она превратилась в профессионального и умелого практика. Она была одной из первых в мире, кто начал активно применять на практике теорию Фрейда. С 1914 года она уже работает с больными, сначала эпизодически, под контролем своего учителя, а затем и самостоятельно. Сохранились многочисленные отзывы ее пациентов, которым она помогла. В этот период психоанализ становится ее основной страстью, заставившей её отвлечься от художественной литературы и от поклонников. Но они, её мужчины, не забывали о ней. Рядом оставался её платонический муж, Рейнер Мария Рильке, превратившийся, после нескольких лет молчания в близкого друга и новый поклонник – издатель Эрнст Пфайфер. Мир по-прежнему казался ей населенным братьями.

Ну а Фрейд? Был ли он влюблен в Лу? Что это было? Дружба на грани с любовью или любовь на грани с дружбой... Дружбой длиной в четверть века... Дружбой, прервавшейся 5 февраля 1937 года...

После своей кончины Она не хотела ни торжественно-лицемерных речей, ни подобающего памятника... На плите, под которой покоится ее прах, нет ни имени, ни дат жизни... Казалось, она хотела стереть свое имя из памяти истории, не придавая значения тому, кем она была для других. Возможно ли это?

Наталья Стронгина

Луизу Саломе дома звали на на русский манер - Лёлей. Ее отец, Густав фон Саломе, наполовину немец, наполовину француз, был российским генералом. За успешное подавление польского восстания он получил от Николая I потомственный дворянский титул - вдобавок к французскому. Густаву фон Саломе было уже за пятьдесят, когда его жена, Луиза Вильм, дочь немецкого сахарного фабриканта, после пяти сыновей родила в феврале 1861 года долгожданную девочку.

«Братская сплоченность мужчин в нашем семейном кругу, — вспоминала Лу, — для меня как самой младшей и единственной сестренки столь убедительным образом запечатлелась в памяти, что с тех давних пор она переносилась в моем сознании на всех мужчин мира; когда я раньше или позже их где бы то ни было встречала, мне всегда казалось, что в каждом из них скрыт один из братьев».

Луиза росла любимицей в семье, и ей прощалось буквально все. Она вспоминала, что ее не наказали даже тогда, когда она позволила себе швырнуть на пол семейную икону, заявив, что не будет ходить в церковь, потому что Бога нет — иначе как он мог допустить смерть ее любимой кошки? Она наотрез отказалась от первого причастия, и родители не стали ее принуждать. Точно так же они пошли навстречу дочери, когда Луиза потребовала, чтобы ей разрешили учиться дома и заниматься только теми предметами, которые она сама считала полезными: философией, литературой, историей.

Она мечтала стать то философом, то поэтессой, то террористкой, как Вера Засулич, портрет которой она хранила у себя. В ту пору женщины даже активнее мужчин участвовали в революционных движениях, и Луиза была убеждена, что именно слабый пол является носителем силы, а вовсе не мужчины.

При этом Луиза отнюдь не была «синим чулком» и беспрестанно влюблялась. Когда ей исполнилось семнадцать лет, ее пленил немолодой голландский пастор Генрих Гийо, домашний учитель детей императора. Гийо читал популярные публичные лекции о богопознании. Луиза втайне от семьи посещала их, а затем уговорила пастора вести с ней индивидуальные занятия. Их беседы из философских становились все более личными. Луиза не видела в этом ничего зазорного. Ее даже не смутило, что пастор иногда сажал ученицу себе на колени. Но она очень удивилась, когда Гийо попросил ее выйти за него замуж, обещая, что оставит семью и даже службу. Луиза тоже по-своему любила пастора, но не могла даже представить, как она будет жить с ним, спать в одной постели. После ее отказа Гийо покинул Россию. Это было первое разбитое ею сердце.

На память об этой любви Луиза стала называть себя Лу — так звал ее пастор, который так и не научился выговаривать «Лёля».

Вскоре скончался генерал фон Саломе. Лу так тяжело переживала смерть отца, что начала подолгу болеть. У нее нашли серьезное заболевание легких, доктора посоветовали ей сменить климат. Она отправилась сначала в Швейцарию, где недолго училась философии в Цюрихе, а затем перебралась в Италию. Там, в Риме, Лу стала посещать курсы для эмансипированных женщин, которые организовала Мальвида фон Мейзенбух, близкий друг Герцена.

Для «курсисток» приглашались выдающиеся лекторы того времени. Один из них, 32-летний философ Пауль Ре, влюбился в «русскую амазонку» и попросил ее руки. Выйти замуж она отказалась, но предложила… «просто поселиться вместе» и быть друзьями.

Этот поступок девушки возмутил даже эмансипированную Мальвиду фон Мейзенбух.

Но общественное мнение Лу не волновало. Ей было интересно с Ре, с его друзьями-философами, среди которых был и тогда еще никому не известный Фридрих Ницше.

Ницше был старше Лу на 17 лет. Он признавался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Написанную Лу поэму «К скорби», которую Ницше положил на музыку, все знакомые приняли за сочинение самого философа. «Нет, — писал он, — эти стихи принадлежат не мне… Их написала Лу, мой новый друг, о котором вы еще ничего не слыхали; она дочь русского генерала; ей двадцать лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок... Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления... Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, — не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении».

Весьма скоро после знакомства Ницше сделал Лу предложение — и, как и Ре, получил отказ и… приглашение поселиться вместе с ней и Ре в доме, «полном книг и цветов». Лу наслаждалась философскими беседами влюбленных в нее мужчин, не замечая их ревнивых взглядов. Ей по-прежнему казалось, что мужчины могут быть только братьями…

Эту идиллию разрушила сестра Ницше, Элизабет. В отличие от Лу, она любила брата ревнивой женской любовью (говорят, в молодости даже соблазнила его). Элизабет потребовала, чтобы Фридрих разорвал странную дружбу с русской.

Ницше предпринял последнюю попытку объясниться Лу в любви, но вновь получил отказ. Весной 1883 года он написал ей: «Я бросаю тебя исключительно из-за твоего ужасного характера. Если бы я создавал тебя, то дал бы тебе больше здоровья, и еще то, что гораздо важнее здоровья, — может быть, немного любви ко мне».

Через год он написал своего знаменитого «Заратустру», где обронил фразу: «Идешь к женщине — не забудь плетку».

«Ага, чтобы она могла тебя ей отхлестать», — с иронией заметила Лу.

Ницше так и не смог забыть о ней, непрестанно переходя от обожания к ненависти, называя то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного Зла».

Вскоре ее покинул и Пауль Ре — он уехал в Швейцарию, откуда пришло известие, что он утонул в горном озере.

Лу, однако, в тот момент было уже не до него — за ней настойчиво ухаживал ученый-востоковед Фридрих Андреас, в жилах которого текла кавказская кровь. Не в пример чинным европейцам, он после первого же ее отказа схватил со стола нож и поранил себе грудь. Лу испугалась — она никогда не думала, что любовь может быть такой необузданной. В 1886 году она решила принять его предложение стать фрау Андреас-Саломе. Но с одним условием — никаких сексуальных отношений. Он согласился, легкомысленно думая, что со временем Лу изменит свое отношение к нему, но ее решение оказалось твердым. Все сорок три года их брак оставался платоническим. Лу легко мирилась с тем, что ее «брат-супруг» ночует в постели служанки и что в доме подрастает его внебрачная дочь. Именно ей, юной Марии Апель, досталось потом все состояние супругов.

Став замужней дамой, Лу занялась писательством. В своих романах она опередила идеи феминизма, смело заявляя, что женщины имеют такое же право на выбор спутника жизни, как и мужчины. Она разделяла секс и любовь, считая, что первое не обязательно связано со вторым. И вот наконец настал момент воплотить теорию в практику.

Сексуальность уже тридцатилетней Лу разбудил известный политик Георг Ледебур. Марксистские убеждения не мешали ему любить роскошь и красивых женщин. Этот искушенный светский лев первым разгадал тайну Лу: "Вы не женщина, вы еще девушка! " — бросил он ей в ответ на какую-то колкость. А потом притянул к себе и поцеловал. Этого хватило, чтобы неприступная крепость по имени Лу Саломе пала. Но роман был недолгим — Ледебур начал требовать, чтобы Лу развелась и вышла за него замуж. Андреас, от которого она не стала скрывать своей связи с Ледебуром, устраивал гневные сцены и снова хватался за нож.

Потеряв терпение, Лу сбежала в Париж, где зажила жизнью свободной женщины. Ее романы следовали один за другим и быстро заканчивались. Любовники Лу не были готовы к той свободе отношений, которую она исповедовала.

Измученный ею немецкий драматург Франк Ведекинд изобразил ее в образе «демонической женщины» Лулу — пьеса эта до сих пор не сходит с европейских подмостков.

Так продолжалось, пока в 1897 году в ее жизни не появился Райнер Мария Рильке. Будущий великий поэт был тогда робким 22-летним провинциалом, страдающим от женского невнимания. Лу стала для него матерью, любовницей и музой.

«Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», — говорил Рильке позже.

Только ему одному она показала страну своего детства — Россию, и он влюбился в нее так же пылко и безнадежно, как в Лу.

Вдвоем они исколесили Россию, навещали Льва Толстого в Ясной Поляне.

Она учила его русскому языку, а он сочинял для нее стихи — по-русски и по-немецки:

Нет без тебя мне жизни на земле.

Утрачу слух — я все равно услышу,

Очей лишусь — еще ясней увижу.

Без ног я догоню тебя во мгле.

Отрежь язык — я поклянусь губами.

Сломай мне руки — сердцем обниму.

Разбей мне сердце — мозг мой будет биться

Навстречу милосердью твоему.

Эти строки с оттенком членовредительства хорошо показывают сложности жизни с Лу. Она не щадила своих мужчин, не прощала им ошибки и слабости. Они же прощали ей всё — ведь она, как никто другой, умела слушать и сопереживать. К тому же острый ум и незаурядный запас знаний помогали ей быть на равных в беседах с поэтами, историками, философами.

Правда, литературным талантом ее Бог обделил. Большая часть из двух десятков написанных ею книг — графоманские романы и претенциозные философские трактаты. Тем не менее, и они пользовались определенной популярностью — должно быть, в силу неоспоримого обаяния автора.

Лу Андреас-Саломе всех знала и везде бывала, виртуозно лавируя между модными салонами и университетскими кафедрами. Казалось, с годами она только молодеет, как ведьма Лулу. В разгар романа с Рильке, когда ей было под сорок, она писала: «Только теперь я молода и только теперь являюсь тем, чем другие становятся в восемнадцать, — самой собой». Отношениям с Рильке также не суждена была долгая жизнь. Лу называла его любовь «соловьиной» — как многие поэты, он любил не ее, а свое чувство к ней, мало интересуясь ее мыслями и эмоциями. Он изводил ее капризами, мучил ревностью, едва она отлучалась из их берлинского дома. А отлучки были нередкими — не первый год тянулся ее роман с известным врачом Фридрихом Пинельсом, были и другие мужчины. В них она находила то, чего не было в Райнере, — интерес к ней, живой, а не придуманной женщине.

Эта тягостная ситуация разрешилась, когда Лу узнала, что у нее будет ребенок от Пинельса. Верная себе, она не скрыла этого от Рильке, и тот вскоре ушел от нее к художнице Кларе Вестхоф. Лу так и не изведала радости материнства — она потеряла ребенка. После этого в ее жизни вновь начали меняться мужчины, молодые и не очень. Кто только не входил в ее «донжуанский список» — писатели Шницлер, Гауптман, Гуго фон Гофмансталь, философ Эббингхауз, режиссер Макс Рейнхардт…

Свой опыт она по просьбе друга Мартина Бубера (тоже известного философа) обобщила в нашумевшей книге «Эротика». В ней не было скандальных подробностей ее личной жизни — на людях Лу всегда была «застегнутой на все пуговицы», причем буквально — она носила платья с длинным рукавом и закрытым воротом. Зато по части психологии книга предельно откровенна. В ней утверждалось: любовь погибает, если один из любящих (обычно женщина) безвольно «прививается» к другому, вместо того чтобы расти свободно и давать партнеру то, чего тому не хватает.

В 1911 году, когда Андреас-Саломе познакомилась с Фрейдом, ей исполнилось пятьдесят. Знаменитому психиатру было на пять лет больше, но он выглядел глубоким стариком, в то время как Лу почти не изменилась со времен молодости. С Фрейдом ее познакомил очередной поклонник, шведский психиатр Пауль Бьер. После неизбежного разрыва он весьма откровенно писал о ней: «У нее был дар полностью погружаться в мужчину, которого она любила. Эта чрезвычайная сосредоточенность разжигала в ее партнере некий духовный огонь. В моей долгой жизни я никогда не видел никого, кто понимал бы меня так быстро и полно, как Лу… Она, безусловно, не была по природе своей ни холодной, ни фригидной и тем не менее не могла полностью отдать себя даже в самых страстных объятиях. Вероятно, в этом и была, по-своему, трагедия ее жизни. Она искала пути освобождения от своей же сильной личности, но тщетно».

Возможно, Лу явилась к Фрейду именно затем, чтобы понять причины своих любовных фиаско. В работах «венского колдуна» она нашла много близкого себе — в первую очередь, идею об андрогинности, двуполости каждого человека. Фрейд же, прочитав ее «Эротику», отозвался о Лу так: «Идя другой дорогой, она пришла к близким результатам исследования».

Кстати, эти исследования заставили Лу отвергнуть феминизм: «Нет ничего более глупого для женщины, чем тягаться с мужчиной в профессиональном успехе. Я никогда не выбирала себе мужских занятий и ни с кем не соревновалась — эти занятия сами нашли меня, как солнце находит нуждающийся в его лучах цветок».

Фрейд и Лу стали друзьями. Взявшись обучить Лу психоанализу и допустив ее в свой «ближний круг», Фрейд, в отличие от большинства ее друзей-мужчин, не требовал взамен ничего. Он прощал Лу все — даже то, что она наотрез отказалась лечь на знаменитую фрейдовскую кушетку и раскрыть тайны своего подсознания. Любой из его учеников, кто осмелился бы на это, лишился бы его милости раз и навсегда. Лу же оставалась рядом с мэтром, писала статьи, выступала на семинарах, получив в окружении Фрейда почетное прозвище «матери психоанализа».

«Пусть так, — писала она, — побуду хоть чьей-то матерью».

На закате жизни нерастраченное материнское чувство взяло свое — она много общалась с детьми и задумала книгу о детской психологии в соавторстве с дочерью Фрейда, Анной. Да и возлюбленные ее становились все моложе. Один из них, хорватский студент Виктор Тауск, был настолько страстно влюблен в Лу, что покончил с собой после их разрыва. После его смерти Лу сосредоточилась на работе — по десять часов в день она принимала пациентов в своей клинике в Геттингене, стараясь помочь им обрести душевный покой.

Но покоя не было: к власти пришли нацисты, начавшие гонения на психоанализ. Ставшая ярой поклонницей Гитлера Элизабет Ницше обвинила Лу в «скрытом еврействе» и сделала все, чтобы ее имя было вычеркнуто из биографии ее брата. Но Андреас-Саломе по-прежнему ничего не боялась — она отказалась покинуть Германию, прилюдно заявляя: «Это моя страна. Пускай уезжает этот чокнутый фюрер с его бандитами».

Ей было уже за семьдесят, но она не утратила интереса к жизни. У нее даже появился поклонник, издатель Эрнст Пфайффер. «Я все еще любознательна, — говорила она. — Ведь из чудесного клубка жизни еще можно многое связать, и при этом с неба порой сваливаются сюрпризы…»

Она умерла 5 февраля 1937 года в возрасте 76 лет. За два года до того у нее обнаружили опухоль, сделали операцию, после которой Лу не оставляли страшные боли. Она переносила их безропотно — рядом с ней постоянно находился Пфайффер, и она не могла показать мужчине свою слабость.

«Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, — писала она незадолго до смерти, — мы все равно должны ее приветствовать. Солнце и Луна, день и ночь, мрак и свет, любовь и смерть — человек всегда между ними. Кто боится страданий, тот боится и радости».

Это было главным уроком, который Лёля Саломе выучила за свою бурную жизнь. Этому она пыталась научить и всех влюбленных в нее мужчин.

Роль женщины на стыке XIX и XX веков была жестко определена - но некоторым удавалось немного расширить ее рамки. Лу Саломе стала не только писательницей, открывшей русскую культуру поэту Рильке, - она шокировала общественность, создав философский кружок с Ницше и Рэ, а позже стала одной из первых практикующих женщин-психоаналитиков. Накануне дня рождения Саломе, 12 февраля, Bird In Flight вспоминает ее историю.

На старинной черно-белой фотографии трое: двое мужчин с покорными лицами впряглись в повозку, которой управляет юная особа с хлыстиком в руке. Смелая для 1882 года композиция интригует еще больше, если учесть, что мужчины на снимке - известные философы Пауль Рэ и Фридрих Ницше. Возницу в глухом платье зовут Лу Саломе.

Луиза фон Саломе родилась в 1861 году в Петербурге, в семье русского генерала. Лёля, как на русский манер звали ее дома, была шестым, самым младшим, ребенком в семье — и единственной девочкой. В огромной квартире на Морской, где она провела детство, разговаривали в основном по-немецки и по-французски, что не мешало Саломе всю жизнь ощущать себя русской по духу.

Независимый характер девочки впервые в полной мере проявился в 17 лет, когда она, не найдя взаимопонимания с пастором своего прихода, наотрез отказалась проходить обряд конфирмации. Лу предпочла самостоятельно выбрать духовного учителя: им стал Хендрик Гийо, проповедник при Голландском посольстве в Петербурге, любимец столичной интеллигенции и наставник детей Александра II. Впервые услышав проповедь блестяще образованного и харизматичного Гийо, Лу поняла, что наконец нашла достойного собеседника, и немедленно отправила ему письмо: «…Вам пишет, господин пастор, семнадцатилетняя девушка, которая одинока в своей семье и среди своего окружения — одинока в том смысле, что никто не разделяет ее взглядов, не говоря уже о тяге к серьезным познаниям» .

в протестантской традиции - обряд сознательного исповедания веры

«…Вам пишет, господин пастор, семнадцатилетняя девушка, которая одинока <...> в том смысле, что никто не разделяет ее взглядов, не говоря уже о тяге к серьезным познаниям».

Потрясенный ее умом, пастор соглашается взяться за образование Луизы: на занятиях, которые она держит в тайне от своей семьи, он обучает ее философии и истории религии, обсуждает с ней Канта, Вольтера, Руссо и Спинозу. А через полтора года занятий внезапно делает предложение — даром что давно женат и воспитывает двух дочерей, ровесниц Лу. Разочарование девушки безмерно: духовный учитель оказался обычным мужчиной, неспособным справиться с низменными страстями.

Коммуна умов, которая не состоялась

Ответив наставнику резким отказом, 19-летняя Саломе отправляется в Швейцарию продолжать образование, а позже перебирается в Рим. Именно там, в салоне прогрессивной писательницы Мальвиды фон Мейзенбург (будущей номинантки на первую Нобелевскую премию по литературе), Лу в 1882 году знакомится с философом-позитивистом Паулем Рэ, а тот вскоре представляет ее своему другу Фридриху Ницше. Молодые люди сразу чувствуют духовное единство. «С того самого вечера наши ежедневные беседы заканчивались только тогда, когда я окольными путями возвращалась домой, — напишет Саломе в своих воспоминаниях. — Эти прогулки по улицам Рима вскоре так нас сблизили, что во мне начал созревать замечательный план. В том, что этот противоречащий тогдашним нравам план может осуществиться, меня убедил приснившийся мне ночью сон. Я увидела во сне рабочий кабинет, полный книг и цветов, с двумя спальнями по бокам, и переходящих из комнаты в комнату друзей, объединившихся в веселый и одновременно серьезный рабочий кружок. Не стану отрицать: наше будущее содружество на удивление точно соответствовало этому сну».

Некоторое время друзья действительно путешествуют вместе, посвящая все время беседам и творчеству. Но интеллектуальной коммуны, о которой мечтала Лу, не получилось. Во-первых, окружающие отказывались верить в безгрешность этого союза: мать Саломе, по воспоминаниям девушки, готова была призвать на помощь всех своих сыновей, чтобы живой или мертвой доставить ее обратно на родину, и даже придерживавшаяся свободных взглядов Мальвида была порядком шокирована. А во-вторых, главной проблемой были сами участники треугольника: оба мужчины влюбились в свою прекрасную соратницу, начали то открыто, то за спиной друг у друга делать ей предложения руки и сердца, ревновать и плести интриги.

Мать Саломе готова была призвать на помощь всех своих сыновей, чтобы живой или мертвой доставить ее обратно на родину.

Саломе все эти «низменные страсти» по-прежнему не интересуют. И если Рэ хотя бы сумел достойно перенести отказ и остаться Лу другом, то Ницше не смог стерпеть такого удара по самолюбию: он вскоре полностью разорвал с ней отношения, забросал ее длинными письмами с претензиями и упреками, а впоследствии позволил себе несколько довольно некрасивых высказываний в ее адрес. Надо сказать, девушка сделала все, чтобы смягчить отказ и сделать его менее обидным для философа. К примеру, объясняла, что в случае замужества перестанет получать пенсию от российского правительства, хотя в действительности ее решение было вызвано отнюдь не финансовыми причинами. На память об этом «тройственном союзе» осталась та самая придуманная Ницше скандально известная фотокарточка с повозкой.

Загадочное замужество

В 1886 году в жизни 25-летней Саломе происходит поворот, который не смогут объяснить ни тогдашнее окружение Лу, ни ее будущие биографы: девушка, на горе всем своим обожателям и на радость отчаявшейся маме, выходит замуж. Ее избранником становится Фридрих Карл Андреас — профессор кафедры иранистики Берлинского университета, специалист по восточным языкам с более чем скромным финансовым положением. Вообще-то сначала он тоже получил отказ, но, не растерявшись, схватил со столика нож и эффектно вонзил себе в грудь на глазах у изумленной девушки.

Полночи пробегав в поисках врача, Лу в результате соглашается выйти за Андреаса. Это выглядит довольно странным: Саломе никогда не производила впечатление человека, поддающегося на шантаж, — возможно, ей просто надоело придумывать отговорки для ухажеров, и она решила, что замужество решит эту проблему раз и навсегда. Еще более странным выглядит условие, поставленное будущему мужу: их брак будет сугубо платоническим. Андреас соглашается на этот нелепый пакт — вероятно, не принимая его всерьез. Если так, он недооценил силу характера избранницы: все 43 года их брак действительно будет целомудренным. Пикантности ситуации добавят романы, которые Лу будет открыто заводить на стороне, и тот факт, что у самого Андреаса в 1905 году родится дочь от экономки Марии Штефан. Экономка умрет при родах, а девочку, тоже Марию, Лу воспитает как собственного ребенка и сделает своей единственной наследницей.

Борщ для поэта

В 36 лет Лу — известная писательница, прозу и научные статьи которой публикуют видные европейские издания, — встречает Райнера Марию Рильке — пока еще малоизвестного поэта на пятнадцать лет младше нее. «Мы познакомились на людях, потом предпочли уединенную жизнь втроем, где все у нас было общим, — опишет Саломе этот причудливый союз в мемуарах. — Райнер делил с нами наш скромный быт в Шмаргендорфе, недалеко от Берлина, у самого леса, и когда мы шли босиком по лесу, — этому научил нас мой муж, — косули доверчиво подходили к нам и тыкались носом в карманы пальто. В маленькой квартирке, где кухня была единственным — если не считать библиотеки моего мужа — помещением, приспособленным для жилья, Райнер нередко помогал готовить, особенно когда варилось его любимое блюдо — русская каша в горшке или борщ».

Каша и борщ не случайны: с самого начала их отношений Саломе стремится открыть Рильке русскую культуру. Она учит чешско-австрийского поэта русскому языку, знакомит с творчеством Достоевского и Толстого и дважды берет с собой в поездки по России. Во время этих путешествий они гостят в Москве и Петербурге, плавают на пароходах по Волге, приезжают в Ясную Поляну к Толстому и даже живут некоторое время в крестьянских избах. Рильке действительно влюбляется в русскую культуру настолько, что даже пробует писать стихи на новом для себя языке.

Она расстанется с ним через четыре года, но как друзья они будут активно переписываться до самой смерти поэта в 1926 году. На протяжении всей жизни Рильке будет утверждать, что без Саломе он никогда не смог бы найти свой творческий путь.

Госпожа психоаналитик

В 1911 году, оказавшись на конгрессе психоаналитиков в Веймаре, 50-летняя Лу Саломе знакомится с Зигмундом Фрейдом и вскоре становится одной из ближайших его учениц. Через пару лет активного обучения Саломе — одна из первых практикующих женщин-психоаналитиков: она открывает практику в собственном доме под Гёттингеном в Германии и по 10-11 часов в день проводит с пациентами. Интересно, что сама она всю жизнь отказывалась участвовать в психоаналитических сеансах в качестве пациента — и Фрейд, считавший такой опыт обязательным для любого психоаналитика, прощал любимой ученице это упрямство.

Психоанализу Лу Саломе осталась верна до конца жизни, хотя это оказалось непросто: расцвет фашизма в Германии ознаменовался наступлением как на психотерапию в целом, так и на нее лично. Немалую роль в гонениях на Саломе сыграла младшая сестра Ницше Элизабет: страстно ненавидевшая Лу еще со времен памятного «тройственного союза», она, ныне жена нациста, член НСДАП и заведующая архивом философа, наконец-то получила возможность выместить свою злость. В состряпанном госпожой Ферстер-Ницше доносе Саломе обвинялась, во-первых, в еврейском происхождении, а во-вторых, в извращении наследия философа. Хотя «извращением наследия» занималась как раз сама Элизабет: именно она выпустила под именем Ницше идеологически выдержанный сборник «Воля к власти», где не гнушалась вырыванием цитат из контекста, а то и откровенными фальсификациями.

Саломе, впрочем, и тут осталась верна себе: она публично назвала Элизабет «полоумной недоучкой» и добавила, что Ницше был таким же фашистом, как его сестра — красавицей. Она наотрез отказалась эмигрировать и умерла 5 февраля 1937 года в своем доме под Гёттингеном.

Русская муза Ницше, Рильке и Фрейда, из-за которой потеряло голову пол-Европы

Лу Саломе (Луизу Андреас Саломе) нельзя было назвать красавицей, но она была очень смелой, независимой и умной и знала, как произвести впечатление на мужчин.


Лу Саломе

Ей часто делали предложения руки и сердца, но она отвечала отказом - христианский брак казался ей нелепой затеей, еще в 17 лет она провозгласила себя атеисткой. Она жила с мужчинами, но при этом до 30 лет оставалась девственницей. В нее были влюблены Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Зигмунд Фрейд. Чем же эта необычная женщина так привлекала внимание самых великих мужчин своей эпохи?

Луиза Саломе родилась в Петербурге, в семье русского подданного, немца по крови Густава фон Саломе. Она считала себя русской и просила называть ее Лелей, пока первый влюбленный в нее мужчина, голландский пастор Гийо, не начал называть ее Лу - именно под этим именем она и стала известной позже.

Ее восхищали женщины-бунтарки, как террористка Вера Засулич, портрет которой она хранила до конца дней. В Швейцарии Лу изучала философию, в Италии посещала курсы для эмансипированных женщин. Один из лекторов, 32-летний философ Пауль Ре, влюбился в курсистку и сделал ей предложение. Она отказала, но взамен предложила поселиться вместе и жить, как с братом.

Среди друзей Пауля Ре был малоизвестный на тот момент философ Фридрих Ницше, который был старше Лу на 17 лет. Ницше признался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Он предложил ей выйти за него замуж, но она снова ответила отказом и… пригласила жить вместе с ней и Паулем.

Ницше писал о ней: «Ей 20 лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок. Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления. Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, - не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении». Ницше сам срежиссировал фотографию, где они с Паулем Ре запряжены в повозку, погоняемую этой «гениальной русской».

Ницше сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя Лу то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного зла». Многие биографы утверждают, что именно Лу Саломе стала прообразом его Заратустры.

Лу все-таки вышла замуж, за преподавателя восточных языков Фридриха Андреаса. Брак был довольно странным: физической близости у супругов не было, ее посещали молодые любовники, а служанка родила ребенка от ее мужа.

В нее был безумно влюблен Райнер Мария Рильке, около 3 лет она была его любовницей. На тот момент ей было 35 лет, Рильке - 21. Вдвоем они объездили всю Россию. «Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», - говорил он.