Животные окружают нас повсюду, и не всегда они видны человеческому глазу. Чтобы рассмотреть некоторых представителей фауны, потребуется микроскоп. Изучением разнообразия животного мира занимается наука зоология. Рассмотрим основные формы животных.

Земноводные

Свое название представители земноводных получили благодаря своей среде обитания: они могут жить только рядом с источником воды. Какую-то часть времени они проводят на суше, а какую-то - в воде.

Земноводных часто называют амфибиями. Это жабы, лягушки, саламандры, тритоны. Они обитают возле болот, рек, озер.

Особенности земноводных:

  • Голая кожа, которая нуждается в регулярном увлажнении.
  • Малыши земноводных - головастики – появляются из маленьких икринок. Первое время они обитают в воде и дышат жабрами, как и рыбы. Когда головастики подрастают, они начинают дышать легкими.
  • Все амфибии - хищники, которые питаются разными насекомыми и моллюсками.
  • Амфибии - это холоднокровные животные, потому что температура тела у них напрямую зависит от погодных условий.

Пресмыкающиеся

К таким животным относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Главная их особенность - укороченные лапы или полное их отсутствие. Они ползают по земле, словно «пресмыкаются».

Так они и получили свое название, еще их называют рептилиями.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Большинство из них обитает на суше, но некоторые представители очень много времени проводят в воде, например, черепахи и крокодилы.

Малыши рептилий появляются, словно птицы, из яиц.

Среди рептилий встречаются настоящие гиганты. Самым крупным удавом является анаконда, обитающая в тропиках Южной Америки. Ее длина превышает 5 метров, а сама змея настолько сильная, что может одержать победу в схватке с молодым крокодилом.

Рис. 1. Анаконда.

Рыбы

Это самые искусные пловцы, которых создала природа. Естественная среда обитания рыб - вода, и их тело идеально подходит для плаванья. Оно удлиненное, обтекаемой формы, с плотной чешуей. Для ловких маневров в воде у рыб есть плавники и хвост.

Все рыбы дышат жабрами, поглощая растворенный в воде кислород. Свое потомство они откладывают в виде икры, из которой появляются крошечные рыбки - мальки. Рыбы - это также холоднокровные животные.

Насекомые

Это самая большая и невероятно разнообразная группа животных. Они обитают повсюду: в воздухе, в воде, на земле. Это бабочки, стрекозы, кузнечики, жуки, комары, блохи.

Рис. 2. Бабочки.

Отличительные признаки насекомых:

  • Тело состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.
  • У всех насекомых три пары ног.
  • Тело защищает хитиновый панцирь.
  • Дышат насекомые при помощи трахей.

Потомство появляется из яиц. Это личинки, которые превращаются в куколок, и только затем - во взрослых насекомых.

Насекомые - это беспозвоночные холоднокровные животные.

Птицы

Это самые распространенные обитатели земного шара, которые умудряются жить и выращивать потомство в самых суровых условиях.

К особенностям птиц относят:

  • Нос и рот у птиц объединены в клюв - с его помощью они едят, добывают пищу, нападают, защищаются, копают, строят гнезда. Клюв есть только у птиц.
  • У птиц всего одна пара ног.
  • У всех птиц только по два крыла - с их помощью они поднимаются в небо и летают.
  • Все тело покрывают перья разной длины, которые оберегают от температурных колебаний и повреждений.
  • Дышат птицы легкими.

В природе есть птица, у которой есть крылья, но она совершенно не умеет летать. Это страус - самый высокий и крупный представитель пернатых. Для полета он слишком тяжелый, и короткие крылья не могут поднять его ввысь. Однако у страуса очень сильные длинные ноги и мощный клюв, которым он может размозжить череп любому своему врагу.

Рис. 3. Страус.

Птицы являются теплокровными животными. Это значит, что их температура тела не зависит от погодных условий. Потомство у птиц появляется из яиц.

Млекопитающие

Эти представители фауны отличаются от других животных тем, что вскармливают детенышей молоком - отсюда и название «млекопитающие».

Чем же еще отличаются звери? К их особенностям относят:

  • Наличие шерсти на теле. Чем холоднее климат, тем гуще и теплее шерсть у животных, и наоборот. Например, у слона шерсти практически нет.
  • Передвижение на четырех лапах. Однако есть звери, которые передвигаются иначе, к примеру, прыгающий кенгуру.
  • Животные рождают живых детенышей.
  • Дышат легкими.

Все млекопитающие - это теплокровные животные, которые могут обитать где угодно: на земле и под землей, на деревьях и даже в толще воды.

Тема урока: Какие бывают животные?

Цель: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы.

Задачи:

Учить различать группы животных по их характерным признакам;

Развивать речь, мышление учащихся через сравнение, обобщение; развивать умение выделять главное, расширять кругозор учащихся;

Воспитывать гуманное отношение к живому, прививать нормы поведения в природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок. Сегодня нам с вами предстоит очень трудная работа: познакомиться друг с другом, провести урок и научиться новому. Ну что, в путь?

2. Сообщение темы и цели урока

Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте отгадаем кроссворд «Узнай меня!»

Лиса окунь

Сова мышь

Итак, о ком же мы будем говорить сегодня?

На нашей планете существует огромное количество самых разных животных. И наша задача сегодня – ответить на вопрос – какие же бывают животные? А кто из вас знает, как называется наука, изучающая животных? (На доске написать «зоология»).

3. Актуализация знаний

В прошлом учебном году мы уже изучали отличительные признаки некоторых групп животных. Оказывается, их различают по числу ног и по покрову на теле. У вас на партах лежат листочки с изображениями животных. Их всех можно разделить на четыре группы. Посмотрите внимательно и подумайте, как это можно сделать? А теперь самостоятельно раскрасьте ту группу животных, которая вам больше понравилась.

Кого раскрасили? (Беседа)

4. Работа по учебнику

Давайте откроем наши учебники на с. . Прочитайте тему нашего урока. Рассмотрите первую большую картинку. Кто на ней изображен?

А какой отличительный признак этой группы животных вы выберете на маленькой картинке?

(Заполнение таблицы)

1)- Итак, первая группа животных – рыбы, их отличительные признаки – наличие плавников и чешуи.

Занимательный материал.

Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

Еще более необычная рыба – лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

2) Вторая группа животных – птицы. Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла.

Занимательный материал.

…Какая из летающих птиц самая большая? Самая большая птица из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа – поднять в воздух такую птицу.

Скорость полета у разных птиц очень различается.

Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а самая маленькая птичка на Земле – колибри от 80 до 88 км в час.

Прочитаем об этом в учебнике.

3) Третья группа животных – насекомые, отличительная черта – наличие шести ног.

Занимательный материал.

…На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе – везде.

Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.

Длина жука – голиафа 20 см (рассмотреть по линейке).

Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает 10 – 20 км в час, шмель – 3,5, муха – 2, златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки бражницы – около 60 км.

Прочитаем об этом в учебнике.

4) Четвертая группа – звери. Их тело покрыто шерстью, у них четыре ноги.

Занимательный материал.

– Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.

А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия:

Бегемот – 41 год.

Носорог – 40 лет.

Медведь – 34 года.

Обезьяны – более 20 лет.

Кошки около 23 лет.

Собаки – 22 года.

Эти данные относятся к отдельным особям животных.

Прочитаем об этом в учебнике.

5. Работа над новым материалом

1) Знакомство с земноводными

В воду плюхнулась лягушка,

А за ней – еще подружка.

А потом еще одна –

Донырнули все до дна.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Пусть они себе живут,

И концерты нам дают.

Польза есть от лягушат –

Мошек, комаров едят.

О ком это стихотворение? Лягушки, жабы.

Давайте подумаем, к какой группе животных мы их отнесем? Давайте попробуем определить по таблице.

Давайте выделим основные признаки сами. Сколько ног? Какие кожные покровы? (Записать)

Где живут?

Поэтому и получили свое название – земноводные. Сюда же еще относятся тритоны.

2) Знакомство с пресмыкающимися

Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется « Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

(Заполнить таблицу до конца)

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.

1, 2, 3, 4 – мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон – мышки бросились бегом!

3) Обобщение по таблице

Учащиеся читают по таблице названия групп, признаки и приводят свои примеры.

6. Закрепление изученного материала

1) Отгадай загадку!

Отгадка + к какой группе относится

Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

У маленькой животинки

Сто серебристых

Монеток на спинке.

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно?

Скачет зверушка:

Не рот – а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это?...

Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком..

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)

Пушистой, маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы. (Белка)

Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Зовут её … . (ворона)

Я- пятнистая букашка,

По оранжевой спине

У меня одни кругляшки нарисованы везде.

Если в руки попаду -

Извините, обману:

Сразу, вроде без сознанья,

Я на спинку упаду. (Божья коровка)

2) Игра «Кто лишний?»

Картинки с изображениями животных.

7. Проверка полученных знаний - тест

Учащиеся работают самостоятельно.

8. Рассказ о Всемирном фонде дикой природы.

Кто изображён на картинке? (панда)

Что за буквы написаны внизу?

Ученик читает по карточке:

ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ- крупнейшая международная организация, которая занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.

9. Работа по учебнику

Части каких животных вы видите на рисунке папы?

10. Итог урока

Что вам сегодня запомнилось на уроке?

– Что нового узнали?

– Что повторили?

11. Оценки за урок, домашнее задание

Мир насыщен загадочными существами, они постоянно удивляют человечество. Есть множество видов животных, которые поражают своей уникальностью.

Классификация

Существуют такие группы животных:

  • Млекопитающие.
  • Моллюски, иглокожие.
  • Рыбы, ланцетники, круглоротые.
  • Птицы.
  • Пресмыкающиеся.
  • Земноводные.
  • Членистоногие.

Многие животных стали человеку родными, так как без них он не представляет своей жизни. Но есть дикие существа, приручить которых у людей никогда не получится. Кстати, первым животным, которое подчинил человек, был волк. Это произошло около 15 тыс. лет назад. Он стал домашним, со временем эволюционировал в собаку. Сейчас это лучший друг человека.

Как определить группу животного?

Различным существам соответствует определенная группа. Животный мир разнообразен, поэтому каждая классификация имеет свои характеристики. А именно:

  1. К млекопитающим относятся теплокровные животные. Они покрыты шерстью, у них сердце четырехкамерное, а молочные железы выделяют молоко. При родах у них появляется живой детеныш.
  2. Птицы - которые откладывают яйца. Они покрыты перьями, имеют крылья, сердце четырехкамерное.
  3. Пресмыкающиеся - это холоднокровные животные. Их тело покрыто чешуей, они откладывают яйца.
  4. Земноводные животные также являются холоднокровными. Сердце у них трехкамерное, с помощью кожи они дышат, их личинки обитают в воде. Через оболочку яйца способна проникать вода.
  5. Хордовые животные включают в свой список некоторые и организмы, подобные рыбам.

Разновидности живых существ в зависимости от употребляемой пищи

Можно разделить животные по группам по способу питания. Существуют растительноядные живые существа. Они питаются листьями, семенами, плодами, корнями и т.д. Их ротовой аппарат имеет свои особенности: у них больше роговых пластин или резцов, коренных зубов. Природа таким образом создала приспособление для перетирания пищи растительного происхождения. А вот тля, клопы, цикада имеют сосущий аппарат, что дает им возможность питаться соками растений. В ЖКТ развиты дополнительные отделы, такие как рубец, Они позволяют перерабатывать клетчатку. Травоядные млекопитающие обладают периферическим зрением. Такие животные имеют мускулатуру достаточно грубую и не настолько развитую, как у хищников этой же группы.

Выделяют животных хищников, которые питаются другими существами. Они обладают навыками нападения на жертву. Среди всех зубов самыми развитыми считаются клыки, такое отличие наблюдается у млекопитающих. У крокодила пасть вытянутая, а у акулы некоторое количество рядов зубов направлено внутрь. Хищные птицы имеют развитые и острые когти. Хищные млекопитающие обладают хорошей остротой зрения. Нападают на жертву плотоядные животные по-особенному: выжидают, делают резкий рывок. Они выносливые, имеют точную координацию, очень быстрые.

По-особенному уничтожает противника морская звезда. Она наползает на мидию, ждет время, когда створки откроются, после чего впрыскивает ферменты в раковину.

А вот дятлы едят личинок насекомых, которые живут под корой деревьев. Для этого у них есть прочный большой клюв, особенные лапы, которыми птицы прочно держатся на Каждому существу природа создала определенные приспособления, с помощью которых можно добывать пищу.

Есть группы животных, которые питаются остатками организмов. Ярким примером могут быть птицы-падальщики. Они имеют длинную шею, узкую мордочку, хорошее обоняние. А вот, например, пища личинок мух представляет собой органические остатки растений и животных.

  • круглые и плоские черви;
  • насекомые, такие как блохи, комары, клопы, москиты, вши, мошки;
  • клещи;
  • ракообразные;
  • круглоротые.

Также есть группы животных по способу питания, которые едят пищу растительного и животного происхождения. Их называют всеядными. Они наделены чертами, которые напоминают и хищников, и травоядных. Такими животными являются медведи, сверчки, крысы. Из пресмыкающихся сюда относят гекконов, агаму и других рептилий. В эту группу относят и человека.

Интересная информация о животных из разных групп

Существуют некоторые факты, которые поражают многих людей:

  1. У жирафа самое большое по размерам сердце. У этого животного длина которого доходит до 45 см.
  2. Кости у рыбы саргана - зеленого цвета.
  3. Кот не в состоянии подвигать челюстями.
  4. Ритм биения сердца кита составляет 9 ударов в минуту.
  5. У осьминога зрачки прямоугольной формы.
  6. Был зафиксирован рекордный полет курицы. Он составляет 13 секунд.
  7. Мышцы гусеницы преобладают по количеству над человеческими.
  8. Самка броненосца способна продлить беременность до 2 лет, если испытывает стресс.
  9. Синица иногда кормит своих детенышей тысячу раз в день.

Группы опасных животных

Классифицировать все сущности в мире можно и по другим критериям. Например, выделяют группы животных, которые опасны для жизни человека. На первый взгляд они могут показаться безобидными. Таким животным является москит. Он переносчик малярии. Насекомое заражает инфекцией через кровь. От укусов этих животных ежегодно умирает около 2 млн людей.

Пополняет списки опасных живых существ австралийская медуза. У нее очень длинные щупальца, которые доходят до 4 метров. Их количество при этом составляет 60 штук. Одновременно медуза способна убить 60 человек. И многие другие животные несут опасность для человека.

Выводы

Итак, определить, к какой группе животных относится конкретное существо, несложно. Главное при этом знать, по каким критериям происходит группировка. Ведь животные разделяют по месту жительства, способу питания, классам, видам и другим факторам. Каждое живое существо приспособлено к своей среде обитания, имеет свои особенности, питается разной едой.

Мир животных

Напиши названия групп перечисленных животных. При необходимости используй слова для справок.

Слова для справок : черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся.

Лягушка, жаба, тритон - это земноводные
Дождевой червь, пиявка - это черви
Улитка, слизень, осьминог, кальмар - это моллюски
Речной рак, краб, креветка - это ракообразные
Морская звезда, морской ёж, морская лилия - это иглокожие
Паук, скорпион, сенокосец - паукообразные
Ящерица, змея, крокодил, черепаха - это пресмыкающиеся

Определите животных. Подпишите названия животных и групп, к которым они относятся. При необходимости используйте слова для справок.

Слова для справок: щегол, сенокосец, янтарка, выдра, уж, квакша, налим, жук-носорог, камчатский краб.



Сравни лягушку и жабу по внешнему виду. Расскажи, в чём их сходство, а в чём различия.

Внешне жаба выглядит крупнее, отличается окраской - у жабы желтоватая кожа с зелёными пятнами, а у лягушки - светло-зелёная с темными крапинками. Голова у жабы мощнее. Задние лапы у лягушки смотрятся длиннее, у жабы они более плотные, но короче.

О других чертах сходства и различий в образе жизни, питании, появлении на свет ты можешь прочитать в книге "Зелёные страницы" (рассказ "Похожие, но разные"). Эта книга поможет тебе правильно подписать рисунки.


Сходство: Жабы и лягушки - земноводные, внешне очень
похожи, икру откладывают в воду, головастики живут в воде,
пока не превращаются во взрослых особей, дышат через кожу.
Различия: жабы крупнее лягушек; у лягушек гладкая, влажная
кожа, а у жаб - сухая и бугристая; лягушки по суше прыгают, а
жабы ходят; жабы ведут ночной образ жизни, а лягушки
дневной; у лягушек есть зубы, а у жаб их нет.

ЖАБЫ
Зубов нет. Зрачок глаза горизонтальный. Кожа бугорчатая, бородавчатая. Кладка икры в виде шнура. Обитает в лесах, садах, парках, кустарниках, на дне оврагов и степных балок. Жаба ведет сухопутный образ жизни. В связи с этим ее кожа ороговела и гораздо лучше, чем у других земноводных, защищена от испарения.
Естественно, что при таких условиях дыхание жабы осуществляется главным образом через легкие, так как кожный газообмен затруднен. Кожа жабы относительно сухая и на ощупь покрыта железными бугорками, при раздражении которых выделяется едкая слизь. Днем жабы прячутся среди камней в сырых ямах, забираются в норы грызунов, а ночью выходят на добычу.
Питаются исключительно наземными беспозвоночными, среди которых преобладают насекомые, в том числе вредители лесов, садов, полей и огородов. Зимняя спячка у жаб длится около 170 дней. Весной, вскоре после пробуждения, они направляются к водоемам для икрометания, где задерживаются около недели, а затем покидают его. Откладка икры проходит в конце апреля или в начале мая.
ЛЯГУШКИ
Кожа гладкая или слабобугорчатая. Зрачок глаз горизонтальный. На задних ногах хорошо развиты плавательные перепонки. На верхней челюсти есть зубы. Икра в виде комков. Она ведет исключительно водный образ жизни на протяжении всего года. Окраска тела прекрасно гармонирует с фоком водной растительности. По способу питания озерная лягушка - хищник. В наших условиях ведет дневной образ жизни. Охотится «на различных насекомых. Пищевой рефлекс сопровождается выбрасыванием липкого языка, которым она накрывает свою добычу и отправляет в рот. Насытившись, лягушка уходит в воду, где в благоприятных для нее условиях отдыхает и переваривает пищу.
Зимуют лягушки на дне водоема, мигрируя осенью либо в более глубокие из них, либо к родникам. Зимующие лягушки часто скапливаются под нависающими берегами или скрываются в подвальной растительности. Выходят с зимовок с конца марта до конца мая при температуре воздуха около 10-12 градусов тепла. Между первым появлением лягушек и началом икрометания проходит от недели до месяца.

Постройте модели развития:

а) рыбы

б) лягушки

в) птицы

Придумай и запиши 2 - 3 вопроса для викторины "В мире животных".
1. Самое ядовитое животное?
Ответ: Медуза Морская оса.
2. Единственная собака с не розовым языком?
Ответ: У собак породы Чау-Чау синий язык.
3. В реке Амазонка обитает уникальный дельфин. Какого он цвета?
Ответ: Розового цвета
4. Кого больше всего любят кусать комары?
Ответ: Детей
5. Сколько вынашивается детеныш слона?
Ответ: На протяжении 22 месяцев
6. Самое крупное животное на земле?
Ответ: Голубой кит

Используя книгу "Зелёные страницы", подготовь сообщение об одном из видов животных любой группы. Запиши названия вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.
Жук - олень

Относится к группе насекомых. Вид - жуки.
На русском, немецком, английском, латинском языках назвали одинаково: жук - олень. Рога его не настоящие рога, а челюсти. Только очень сильно разросшиеся. Рост жука, не считая рогов, 5 сантиметров. А вместе с рогами вс 7 или 8 сантиметров. Правда, рога есть только у самцов, самки безрогие. Живут жуки - олени в старых дубравах. Личинки их развиваются в гниющей дубовой древесине. Свои рога жуки-олени используют по назначению. Дерутся между собой из-за дубового сока, который вытекает из ранок на стволах деревьев. Он служит пищей жукам-оленям. Дерутся самцы и из-за самок, потому что,на каждую невесту приходится по 3-5 кавалеров.
К сожалению, исчезают жуки-олени! Всё реже и реже попадаются они в лесу. Одна из причин этой беды в том, что люди ловят красивых жуков для коллекций или просто так - ради развлечения.

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.